Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

События30 января 2024 19:50Автор: Дмитрий Владимиров

Инъекция правды

Фото: Кадр из фильма
Фильм «Дорога святителя Луки», участник фестиваля, посвящён выдающемуся хирургу, учёному и священнику.

Половина лент «Радонежа» в этом году была связана с темой СВО.

С 20 по 23 января в Москве прошёл XXVIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Чем он поразил зрителей 28-й раз подряд, рассказал его президент ­Евгений Никифоров.

Незамутнённый взгляд

Фестиваль проводится с 1995 года. Это удивительный долгожитель. Удивительный потому, что живёт при отсутствии стабильного финансирования и тем не менее каждый раз успешно проходит. Люди, которые его делают, – высочайшие профессионалы. Они понимают, что эти фильмы обязательно нужно показывать, их надо донести до нашего общества. «Радонеж» проводится в Цент­ральном доме кино Союза кинематографистов РФ, а это крупнейшая экспертная площадка нашей страны в области документального кино.

Беда в том, что документальное кино, в отличие от художественного, не выходит на большой экран. Его показывают по телевизору, и то редко. А ведь эти фильмы по своим достоинствам, по информационной насыщенности не только не уступают художественным, но часто и превосходят их.

Ведь что такое художественное кино на религиозную тему? Грубо говоря, актёр приклеил бороду – вот тебе и батюшка. Однако любой зритель понимает, что это актёр, пусть и хороший. Одно дело – художественная правда, и совсем другое – правда факта. Эта правда поражает. После громадной её инъекции, которую получаешь во время просмотра фестивальных картин, придуманные истории из художест­венных фильмов (милые, занятные, даже талантливо снятые) кажутся глубоко вторичными. А здесь мы видим фильмы, которые показывают не просто иной взгляд на мир, а взгляд единственно верный. Он ничем не замутнён, за этим нет чьего-то желания что-то тебе доказать, убедить тебя, привлечь на свою сторону. Эти фильмы просто показывают жизнь как она есть. Приди и виждь.

На передовой жизни

На Западе происходит ошеломительное, быстрое гние­ние. Россия это видит и понимает. Представьте: каждый год у нас производится около 300 документальных фильмов на религиозную проблематику. Это говорит о нашей стране нечто особенное. Нигде в мире такого нет. Ни одна страна не осмысливает себя так, не рефлексирует религиозно, не говорит об этом постоянно. Часто это превращается в подвижничество: художнику может не хватать денег, ему сложно их выбить, но он не может не снять фильм, потому что считает себя обязанным передать другим то откровение высшего в существовании человека, что стало событием его собственной жизни.

Поэтому «Радонеж», без преувеличения, – наше национальное сокровище. Мы видим, что начинается поворот к религиозной теме в кино в целом и в документалистике в частности. Это важнейшее свидетельство того, как изменилось самопонимание рус­ского человека, какова его самоидентичность. Фестивальные фильмы – это новый взгляд России на себя.

30 лет назад, когда мы только начинали, религиозность выглядела чем-то экзотичным. И на нас порой смотрели как на каких-то фриков, маргиналов. То ли токсичные обломки рухнувшей империи, то ли новый извод диссидентов. Теперь же в обществе сложилось совсем другое понимание религиозности: она воспринимается как естественная, неотторжимая часть собственной жизни каждого человека. Причём это не насаждается сверху, как официальная идеология, не культивируется. Всё идёт снизу, как внутренняя потребность высшего в себе.

Это хорошо заметно в зоне проведения СВО. Люди сами говорят, что вот сейчас они находятся на передовой своей жизни, на высшей ступеньке, куда их поставил Господь, чтобы они поняли себя, поняли, кто они и что они. Во всех блиндажах есть иконы, всюду флаги с ликом Спаса Неруко­творного.

Кстати, примерно половина лент «Радонежа» в этот раз была связана с темой СВО и Донбасса. И я знаю, что наши фильмы с радостью смотрят в войсках. Военнослужащие видят героев этих фильмов – талантливых, чистых, невероятно умных – и начинают понимать, каких именно людей они защищают, за кого, собственно, они умирают. А за этих людей и умереть не зазорно. Это тоже часть нового самопонимания нашего народа.

Иди и смотри

В этом году на фестиваль прислали 182 ленты. Все их можно посмотреть на radonezh.ru. Из них 103 документальных, 4 игровых полнометражных, 37 игровых короткометражных и 15 анимационных, а также 25 телепрограмм.

Много фильмов представили зарубежные страны, в том числе Армения, Казахстан, Кыргызстан, Босния и Герцеговина, Сербия, Великобритания, Германия, США. «СтоЛИЧНОСТЬ» рассказывает о некоторых из них.

«Мелетово. Второе открытие. Исповедь церковного живописца», режиссёр Игорь Смирнов

Фильм показывает эволюцию взглядов академика живописи А. Крылова. В начале своей карьеры он был западником, неспособным понять древнерусское искусство. Но потом приоритеты изменились. Вот уже 25 лет Крылов руководит мастерской церковно-исторической живописи. Копирование фресок является обязательным при обучении студентов.

«Время Вятское». Фильм из цикла «Сыны России», режиссёр Татьяна Малова

В 2007 году супруги Жаровы решили стать дачниками, купив домик в селе Вятское Ярославской области, которому уже более 600 лет. Олег Жаров, влюбившись в село, восстановил в нём более 35 объектов наследия. В 2012 году он стал лауреатом Госпремии «За вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей».

«Театр на линии фронта. Донбасс Опера», режиссёр Марина Миронова

Коллектив театра «Донбасс Опера» выживает эти военные 9 лет. И он жив! На гастроли выезжает по 200 человек. Трудности «проверили» этих людей, сделали их сильнее и добрее. Они сознают, что стали человечнее. И они острее чувствуют классику. Поэтому, наверное, театр собирает аншлаги, и нет города в России, который отказал бы им в гастролях.

«Скажи мне, Новгород», режиссёр Юрий Малюгин

Художник-реставратор Новгородского музея Татьяна Ромашкевич большую часть жизни отдала возрождению памятников фресковой живописи XII–XV веков. Она реставрировала фрески знаменитого Феофана Грека, не дав погибнуть им. И чуть ли не в одиночку спасла храм Преображения на Нередице, буквально стёртый с лица земли во время войны.

«Паровозных дел мастер», режиссёр Павел Селин

Алексей Грук – единственный в России мастер, восстанавливающий старинные паровозы. Они постоянные герои кинолент, где требуется атмосфера прошлого. На самом деле поражает не столько Мастер, сколько цельный человек, которого иначе и представить себе нельзя. Детское увлечение паровозиками переросло у него в дело жизни.

«Лики Руси: меценат-монах Иннокентий Сибиряков», режиссёр Николай Васильев

Миллионер и бессребреник, глубоко верующий христианин и покровитель учёных-исследователей, успешный предприниматель и монах-затворник… В конце XIX века Иннокентий Сибиряков, следуя велению сердца, принял монашество и уехал на Афон. Там он достроил самый большой на Афоне Андреевский скит. Ныне почитается как подвижник.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru