Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

События19 января 2021 16:39Автор: Инна Алейникова

Кино о самом важном

Фото: предоставлено организаторами фестиваля «Радонеж»
Кадр из фильма — участника фестиваля «Радонеж»

Фильмы заставляют поверить, что вокруг больше хорошего, чем дурного.

Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж» перенёс в онлайн-режим показы фильмов, церемонию вручения призов в Доме кино. Тем не менее был сохранён и конкурсный накал страстей, и дух фестиваля, картины которого, по словам председателя Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова, «во главу угла поставили Христа, что помогает человеку победить любые страсти и несовершенства». Фестивалю исполнилось 25 лет. В чём киносмотр изменился, а в чём остался неизменным, нам рассказал президент фестиваля «Радонеж» Евгений Никифоров.

Наше требование — профессионализм

— Евгений Константинович, фестивальная программа была рассчитана на верующего человека или на любого зрителя?

— Подавляющее большинство фильмов снималось в расчёте на широкую аудиторию. В адрес кинофестиваля участники прислали свыше 200 работ: 130 документальных, 56 игровых и 14 анимационных, были и телевизионные программы. 

— Фестиваль состоялся во время пандемии. Были ли фильмы с темой коронавируса?

— По правилам, мы принимали картины, снятые в 2020 году, и у многих авторов не было времени снять полноценный фильм на эту тему, а заранее никто не предвидел, как развернутся события в мире. Но некоторые режиссёры успели осветить происходящее. Например, команда режиссёра Анастасии Цапиёвой из Москвы представила документальный фильм «Такая работа: священник» о батюшках, которые ежедневно приходят в заражённые квартиры, исповедуют и причащают верующих.

— Признаюсь, неожиданно было среди членов некоторых съёмочных групп увидеть священников. О чём их фильмы?

— Игровой фильм «Беседа», получивший приз оргкомитета фестиваля, снял иеромонах Силуан (Конев). Сюжет он выстроил вокруг убийства террористом великого князя Сергея Александровича в 1905 году. Протоиерей Владимир Петручик из белорусского Гродно выступил автором сценария фильма «Похвала Коложская» об истории иконы Пресвятой Богородицы «Коложская» — главного сокровища Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви на протяжении нескольких столетий.

Каждый фильм, вошедший в программу «Радонежа», снят на профессиональном уровне. Таковы наши требования. Любительский уровень остался 25 лет назад, когда мы были рады любому появлению на экране священника, матушки, монастыря, колоколов и свечей. Сейчас, конечно, этого уже недостаточно. Многие из наших участников являются выдающимися документалистами, и не всегда они специализируются на религиозной проблематике. Ряд режиссёров не раз завоёвывал награды во всевозможных творческих конкурсах. Среди них, допустим, режиссёр Татьяна Ротарь из Москвы, показавшая на «Радонеже» документальный фильм «Я — Ирина» о женщине, в один миг потерявшей зрение и слух.

Теперь сердце радуется

— Как жюри выбирает победителей, если фильмы и передачи отлично сняты и очень содержательны?

— Жюри горячо спорит. И хотя победители видны сразу, ситуация складывается, как на Олимпиаде, когда лучших спортсменов разделяют всего лишь тысячные доли секунды. Так как оценивается много достойных работ, у нас помимо победителей ещё 63 лауреата. В мировой практике принято отмечать фильмы особыми упоминаниями жюри. Так, приз председателя жюри в этом году получил фильм Владимира Шуванникова «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова. Фильм второй» об архимандрите Кирилле (Павлове), который в военные годы на развалинах Сталинграда нашёл старое Евангелие, и оно изменило всю его жизнь.

— В жюри, возглавляемое режиссёром Владимиром Хотиненко, входили священники. Кто они? 

Протоирей Николай Германский — клирик Белгородской епархии, литератор. Протоирей Андрей Спиридонов окончил Литературный институт им. Горького, является главным редактором религиозной радиостанции, автором стихов, рассказов, сценариев и пьес.

— Их голос решающий на фестивале православных фильмов?

— Нет, у всех членов жюри равные права. 

— У вашего фестиваля есть номинация «Кинопаломник», чего не встретишь на других киноконкурсах. Для кого она учреждена?

— Сюда попадают фильмы, посвящённые путешествиям к святыням. Но авторы не ставят перед собой цель наполнить видео содержанием, поднять духовные или социальные проблемы, это просто очень красивые съёмки. В нынешнем году номинации «Кинопаломник» не было, однако автор подобного фильма «Крым небесный» Сергей Дебижев был удостоен приза в номинации за лучшую операторскую работу. Поистине совершенство в области операторского искусства, фильм-зрелище! Крым снят из космоса, из-под воды, в Крыму, словно в уменьшенной копии планеты, создатели фильма нашли горы, море, леса, тропики, саванну, песчаные пустыни, болота, потухшие вулканы и соляные озёра. 

— В фестивале участвовали страны, где лишь малая часть населения исповедует православие. Обязательно ли было посвящать фильмы именно данной религии?

— Фильмы, участвующие в фестивале «Радонеж», — это картины о духовном мире человека, их можно снимать в любой стране. Как никогда много работ представили страны ближнего и дальнего зарубежья: Армения, Великобритания, Германия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, США, Таджикистан, Франция и др. В этих государствах живут люди самых разных конфессий. В документальном фильме «...Ни эллина, ни иудея» Павел Чуков рассказал зрителям нашего фестиваля о судьбе и служении отца Кирилла (Амера Шахзада), этнического пакистанца из католической семьи, ставшего старообрядческим священником Русской Церкви в Исламской Республике Пакистан, и о тех сложностях, которые возникают у человека, искренне искавшего православную веру и Бога в краях, где трудно найти единоверцев. 

— Вы видели все фильмы и передачи конкурсной программы этого года. Можно ли сказать, что тему духовной жизни чаще всего преподносят, показывая беды, страдания, повествуя с надрывом?

— Надрыв мы наблюдали 25 лет назад, когда тема «Россия, встань с колен!» была магистральной. Сердце разрывалось, когда на экране нам показывали разрушенные храмы, чудовищный быт монахов, уничтоженные монастыри, людей, которые восстанавливали эти обители на энтузиазме, без денег. Тогда впервые стали снимать об этом. Сейчас, наоборот, сердце радуется. Фильмы большей частью — о возродившейся России. В каком блеске, в каком величии, в какой красоте вернулись к нам церковные святыни Церкви, украшение нашей земли! Мы говорим о том, что вокруг больше хорошего, чем дурного. По телевидению бесконечные убийства, перестрелки, взрывы, чудовищные трагедии. А на «Радонеже» мы видим как бы параллельный мир — мир тишины, спокойствия, добра и милосердия. Фестивальные фильмы — это антидот против уныния, в котором сейчас из-за пандемии находятся многие из нас.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru