Женщины, как блины, - красивые и пышные
Праздник мордовской культуры прошёл в столице в шестой раз.
Не каждый день в столичной подземке встретишь даму в национальном костюме, расшитом необыкновенной красоты узорами: на рукавах разноцветная вязь орнамента, на шее и поясе заплетённые кружевами бусы. На самом деле никакого эпатажа: Ольга Рожкова просто торопилась в парк «Кузьминки» на праздник мордовской культуры.
«Никогда не пропускаю «Шумбрат». Живу в Москве не один десяток лет, но не забываю, что я мордовка», - говорит Ольга и улыбается проходящим мимо людям в парке. Кажется, она знает почти всех гостей праздника - и столичных мордовцев, таких, как она сама, и тех, кто специально приехал в Москву на праздник из Саранска и близлежащих к нему деревень.
Разные, но одинаково красивые
«Что вы говорите - платье? Да-да, сама, всё сама делала», - Ольга буднично рассказывает о своём наряде. Костюмы мордовских мастериц, которые привезли в Москву лучшие работы, и участницы музыкальных народных коллективов - такие же яркие пятна. И на самой площадке «Шумбрата», и вокруг неё, под пологами ярмарочных шатров.
«Среди мордовочек много рукодельниц, - с улыбкой говорит Ольга Якомаскина.
Она привезла с собой на праздник вышитые собственными руками платья-рубахи, украшения и кукол, одетых в мордовские традиционные костюмы. - Кукол покупаю в магазине, а потом из старых рубашек шью им наряды. Магазинную одёжку отдаю в детский сад». В её руках две куклы: одна в повседневном наряде, другая в свадебном. Рукодельница говорит о деталях женского мордовского костюма размеренным тоном музейного экскурсовода: «Вот панар, это сюлгам, рядом гайтаны. На шею, грудь, пояс». И, кажется, её немного расстраивает, когда зеваки, которые прицениваются к куклам, не замечают других различий в их костюмах, кроме цвета.
«Ну как же, - сетует она. - Вот у этой орнамент на переднике и рукавах, на ней праздничный наряд. Кстати, у нас в Мордовии в каждой деревне свои узоры в вышивке используются. Не перепутаешь».
«Правда-правда», - отзывается на Ольгины объяснения её соседка по шатру Нина Куфтинова. На столе перед ней бусы, накладки на бёдра, вышитые платья. «Днём шила, вечером бисер нанизывала - так мастерица описывает свою подготовку к столичному «Шумбрату». - Сравните наши наряды. Видите, какие они разные».
«Бусы прикрепляем к поясу, чтобы казаться крупнее». Фото: автор
Что скрывают бусы?
И действительно, наряды разные. Но одна общая особенность всё же есть. «Дело в том, что наши мужчины любят пышных женщин, - открывает секрет Ольга Федина, участница музыкального коллектива «Масторава» («Мать-Земля»). - Поэтому главные детали костюмов - бусы в несколько рядов на груди и накладки из больших бусин на бёдрах. Мы их прикрепляем к поясу, чтобы казаться крупнее».
Ольга кокетливо поправляет передник и под задорные речи ведущего праздника, доносящиеся со сцены, рассказывает, как попала в «Мастораву». Родилась в мордовской деревне Старое Лепьево, переехала в Москву, а когда в 1992-м при «Мордовском землячестве» в столице было решено создать народный ансамбль, «записалась добровольцем». А вместе с ней и три её сестры.
«Музыкального образования у нас нет, - признаётся певица. - Но мы родом из мордовской деревни, а в наших деревнях все женщины голосистые».
«Мордовское землячество» - один из самых активных участников фестиваля славянского искусства «Русское поле». Национальный мордовский колорит органично вписывается в яркую славянскую мозаику», - считает руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков.
Кстати, из своей деревни Ольга Федина когда-то давно привезла бабушкин платок, который ради праздника намотала на голову на манер чалмы. Большой, тонкий и правильной расцветки. Сейчас, говорит певица, таких не делают. «Цвета не те, к сожалению. Наши главные цвета - белый и красный. Они как женские обереги. Платок, похожий на бабушкин, не могу найти. Ему уже 60 лет», - сокрушается Ольга, но недолго. Замечает на противоположной стороне праздничной площадки шустрого улыбчивого старичка, похожего на Джузеппе из «Буратино», в грубом рабочем переднике и идёт с ним фотографироваться.
Позирует с удовольствием, улыбается искренне. Знает, что фотографируется с мастером резьбы по дереву, последователем знаменитого мордовского скульптора Степана Эрьзя, Михаилом Ильяевым. В ряду ярмарочных шатров у него особое место, он гордость «Шумбрата» - коренной москвич, преданный культуре Мордовии.
На праздник Михаил Ильяев привёз всего несколько своих работ: точёные женские фигурки, животные - прямо как живые, несколько портретов с удивительной детализацией - тени на лицах, морщинки и впадинки, будто не из дерева вырезаны, а нарисованы мягкой кистью на холсте. Про Степана Эрьзя он рассказывает вдохновенно, как и про свою жизнь после знакомства с его творчеством.
Соседи Михаила Ильяева по шатру - резчики по дереву из села Подлесная Тавла братья Рябовы Пётр и Александр - аскеты и молчуны. Воспитание обязывает. В их селе до сих пор сохранился патриархальный бытовой уклад, а школу резьбы проходят абсолютно все мужчины. У работ братьев среди гостей «Шумбрата» немало поклонников. Подходят, рассматривают, прицениваются, покупают.
Когда всё натуральное
Но больше всего зевак собирается у мордовских вкусностей: конфет, печенья, колбасы. «Что, конкурируете со столичной продукцией?» - этот вопрос глава Межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество» ректор РЭУ им Г. В. Плеханова Виктор Гришин задаёт девушке за прилавком с мясопродуктами.
«А чего нам конкурировать? У нас всё натуральное!» - не лезет за словом в карман продавщица.
«Нежнейший шоколад!», «Медок мордовский янтарный», «Варенье - пальчики оближешь!» Виктор Гришин проходит вдоль ярмарочного ряда и пробует дары Мордовии. Вокруг щёлкают фотоаппараты - это начало официальной части «Шумбрата». За ним будут и поздравления с праздником от высоких гостей, и призывы митрополита Саранского и Мордовского Зиновия поддержать строительство храма в Ростокине.
А руководитель землячества тем временем останавливается у стола с главным национальным блюдом - пышными дрожжевыми блинами пачат. Это про них в древности шутили: они толстые, как мордовские женщины.
«Я тоже обожаю эти блины, - признаётся легкоатлет Денис Нижегородов, уроженец Саранска. - Хоть они и очень калорийные». Двукратный призёр Олимпийских игр, чемпион мира 2011 г. Д. Нижегородов на «Шумбрате» почётный гость. Вместе с чемпионкой мира по лёгкой атлетике 1995 г. Ириной Снаткиной он приехал пригласить земляков в Саранск на игры чемпионата мира по футболу-2018.
«Приезд чемпионов - особенность нынешнего праздника, который в этом году мы проводим в шестой раз, - уточняет руководитель землячества. - Для нас важно, чтобы московские мордовцы поддержали спортсменов, которые будут участвовать в ЧМ-2018».
По словам Виктора Гришина, в Москве официально зарегистрировано 20 тыс. мордовцев. А если верить шуточным прогнозам ведущего праздника, со временем их станет больше, чем москвичей.
-
В Москве проходит общественно-просветительская акция «Казачий диктант-2024»
06 декабря 2024 21:47 - 03 декабря 2024 19:08
- 03 декабря 2024 19:02
- 03 декабря 2024 18:52