Не только для барышень
«Альбомы нынче стали редки…» - под этой строкой поэта Максимилиана Волошина в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке (д. 12/2) до 17 ноября открыта выставка, поразительная по красоте и оригинальности
За стеклянными витринами - около 40 тетрадок (и отдельных страничек) семейных историй. В итоге - картина эволюции «альбомного жанра» с конца XVIII до начала XXI в.
Наиболее ценный экземпляр - книжка семьи Бакуниных-Полторацких. Её первыми владельцами были Павел Петрович Бакунин, дипломат, в 1794-1796 гг. исполнявший должность директора Академии художеств и наук, и его жена Екатерина Александровна, урождённая Саблукова. Текст в ней отсутствует вовсе, зато есть рисунки известных европейских художников конца XVIII - начала XIX в. Позже в альбоме рисовала их дочь Екатерина, в которую, между прочим, был влюблён лицеист Пушкин! Последней владелицей реликвии являлась её внучка Вера Кох.
Ещё один примечательный экспонат принадлежал президенту Академии художеств, директору Императорской публичной библиотеки Алексею Оленину, в гостях у которого бывали и Крылов, и Грибоедов, и братья Брюлловы, и Глинка. На некоторых листах этого альбома наклеены уникальные автографы - в частности, Александра I, а также… грозного шефа жандармов графа Бенкендорфа. Но главное, конечно, это удивительные рисунки самого владельца, а также работы гостей дома Олениных - например, «Женщина в восточном костюме» князя Григория Гагарина, итальянские зарисовки Александра Брюллова и другие. В общей сложности в него вошли 67 рисунков и акварелей.
Из семейного архива Брюлловых - тетрадка с рисунками и карикатурами 1830-1850 гг., например карикатурами на скульптора Ивана Витали, на Алексея Столыпина (Монго) - родственника и друга Лермонтова, и даже на великого князя Михаила Павловича, а также Карла Брюллова в одеянии католического священника и композитора Глинку в арестантском халате.
Что такое в нашем расхожем понимании «альбом»? «Уездной барышни альбом» - с лёгкой иронией писал Пушкин, не чураясь многие подобные тетрадки украшать своими стихами и рисунками! Но ведь по европейской традиции первыми авторами альбомов были мужчины, лишь с конца XVIII в. они стали увлечением преимущественно барышень и непременным атрибутом семейной жизни в любом, как говорится, приличном доме помещика ли, дворянина, купца ли. Иное дело. что содержание и, что называется, качество книжки подобно зеркалу отражали уровень духовной жизни и круга общения семейства. И как жаль, что эта «альбомная» традиция утрачена, ведь любой из них - документ эпохи. Небольшие, дорожные, которые можно брать с собой в путешествие наподобие дневника, и посолиднее, в сафьяновых, кожаных, бархатных переплетах, т. н. «памятные книги» со стихами, гербариями, акварелями, рисунками…
Но среди всего этого изящества и красоты, россыпи известных имён, пейзажей и портретов наиболее сильное впечатление на меня произвёл скромный самодельный альбом, послание «от ГУЛАГа» (а, как выясняется, таких было множество) - учёный-биолог посылал с Соловков маленькой дочери засушенные цветы, листья на папиросной бумаге. Чтобы она изучала по ним живой мир растений. Чтобы училась считать - по цветочным лепесткам. Чтобы помнила. И альбом сохранила семья учёного, предоставила для музея, а его автора - биолога и любящего отца - расстреляли в 1934-м.
- 12 ноября 2024 19:45
- 12 ноября 2024 19:31
- 12 ноября 2024 19:23
- 12 ноября 2024 19:02