Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

События07 августа 2012 11:28Автор: Юлия Тутина

Бутовский полигон: 75 лет со дня кровавой бойни

Фото: Олег Ласточкин, РИА Новости
Деревянный крест на бывшем полигоне НКВД в Бутово

Сегодня, 8 августа, в Москве вспомнят тысячи безвинно погибших душ, расстреливать которых начали 75 лет назад на Бутовском полигоне в Москве

Эту трагическую страницу в истории города долгие годы замалчивали, правда выплыла наружу только с началом перестройки. Сегодня на Бутовском полигоне располагается храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове.

Его настоятель - протоиерей Кирилл Каледа связан с этим местом кровно. Ведь именно здесь закончил свой земной путь его дедушка Владимир Амбарцумов, прославленный Православной церковью как священномученик.  Вот что вспоминает отец Кирилл: «В детстве, в конце наших кратких молитв, мы добавляли прошение: «Господи! Дай, чтобы мы узнали, как умер наш дедушка Володя». Мой дед, дедушка Володя, Владимир Амбарцумов в конце 1927 года становится священником и служит в московских храмах - Святого Равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, а затем Святителя Николая у Соломенной Сторожки. В 30-х годах он был вынужден уйти на покой, но занимался окормлением своих духовных чад, организовывал помощь семьям репрессированного духовенства. 8 сентября 1937 года он был арестован. После ареста деда родственникам было сообщено, что он осужден на 10 лет без права переписки. Прошли годы, но дед не возвращался. Стало ясно, что его уже нет в живых. В середине 50-х нам выдали справку о его реабилитации, также было сообщено, что он, якобы, умер от болезни почек в декабре 1943-го. Но, как это ни странно, день его смерти - он был назван - в нашей семье никогда не отмечался. Мы вспоминали о нём заранее и говорили, что будет день дедушкиной смерти, и надо помолиться, но дата проходила и мы вспоминали: «Господи, опять пропустили!». В начале перестройки, в 1989 году, мы обратились в КГБ с вопросом об уточнении обстоятельств смерти нашего дедушки. Когда дедушка был арестован, то один из знакомых сказал маме, что ей нужно молиться великомученику Артемию, память которого совершается 2 ноября. И вот в 1989 году мама как обычно в этот день помолилась великомученику Артемию. И уже 3 ноября, раздался звонок, и меня пригласили на Лубянку с целью сообщить сведения о смерти дедушки. Оказалось, что 3 ноября 1937 г. мой дед был осужден к высшей мере наказания, а 5 ноября 1937 г. его расстреляли».
В августе 1937-го в СССР началась операция по борьбе с «врагами народа» длившаяся почти два года, в ходе которой было репрессировано около 2 млн человек – огромная для страны цифра, причем «под гребёнку» в основном попадали умные, неординарные, а значит выделяющиеся люди.

Такие, каких новой стране Советов было не превратить в человеческую массу, носящую гордое название советский народ. Многие попали в лагеря, на поселения, без права переписки и общения с родными на годы и десятилетия, там они теряли здоровье, не находили применения своим профессиональным навыкам. Но и этим несчастным позавидовали бы 700 тысяч «врагов», чьи жизни были безжалостно отобраны по самым жалким и странным, как теперь понятно, причинам.  Репрессиям подверглись все без исключения слои общества, от высшего руководства страны до бесконечно далеких от политики рабочих и крестьян. Особое место среди пострадавших занимают верующие: как священнослужители, так и миряне. На Бутовском полигоне, крупнейшем в Московском регионе месте массовых расстрелов и захоронений жертв террора, в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года было убито более 20 000 человек, из них около тысячи приняли смерть за Христа, потому что причиной репрессий в отношении них была лишь принадлежность к Православной церкви.

Топонимически название Бутово связано с небольшой деревней, расположенной на Старом Варшавском тракте, остатки которой сохранились до сих пор. Некогда здесь добывали бутовый камень - бут, который использовался в основании домов и при строительстве дорог. В XIX столетии название «Бутово» получила железнодорожная станция и прилегающий к ней поселок. И затем уже от этой станции было дано имя двум современным муниципальным районам - Южному и Северному Бутово. В километре южнее от деревни располагалась усадьба, до конца XIX в. называвшаяся «Дрожжино». Последним хозяином имения стал Иван Иванович Зимин - представитель известного рода купцов-промышленников. Имение процветало, здесь устраивались балы с фейерверками и танцами дрессированных лошадей. Однажды даже привозили живого слона.

После революции Иван Иванович отдаёт дом государству, его конный завод начинает поставлять лошадей Красной армии, а сам купец уезжает с семьей за границу. И по «Бутову» - так при Зиминых стало называться имение - стали носиться верховые в буденовках и с шашками на боку. Усадьба быстро приходит в упадок. Где-то в 20-х гг. в восточной части имения появляется сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. сюда из Суханова, где существовала тюрьма, привозят зэков, которых поселяют в бывших усадебных конюшнях. В середине 1935 г. из построек выселяют всех жителей, и огромные территории вокруг имения площадью около двух квадратных километров огораживаются колючей проволокой.

Организуется стрелковый полигон. Вероятно, первоначально этот полигон действительно использовался для испытания стрелкового и другого оружия. Но уже в конце 1935 г. там стали расстреливать осужденных и захоранивать. Когда в 1937 г. готовилась операция по борьбе с врагами народа, инструкция по её проведению предусматривала подготовку специальных мест для приведения приговоров в исполнение. В областные центры было передано распоряжение, чтобы они брали пример со столице. А в Москве было принято решение, проводить эту операцию в основном в Бутове, за пределами города. В центральной части полигона соорудили внутреннее ограждение, а привезённый экскаватор копал рвы шириной около 5 м и глубиной около 3-х м. Осуждённых доставляли в закрытых автозаках, в спецбараке проводилась сверка документов, затем приговорённых передавали сотрудникам расстрельной команды. Сейчас трудно восстановить все детали убийств, но из рассказов сотрудников КГБ и местных жителей, которые слышали выстрелы и крики, очевидно - расстрелы производились и из наганов, и из автоматического оружия. В отдельные дни расправлялись с двумя сотнями человек. Максимум приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека.

После войны убийств на Бутовском полигоне уже не было. Сюда привозили хоронить расстрелянных и умерших в московских тюрьмах. В конце 40-х - начале 50-х гг. внешние ограждения были сняты, но центральная часть с могилами, оставалась окружённой колючей проволокой. После смерти И. Сталина, на краях бывшего полигона, где не было захоронений, возник дачный поселок для сотрудников КГБ, а место захоронения вплоть до 1995 года строго охранялось КГБ - ФСБ.

С перестройкой началась реабилитация политических заключённых времен сталинских репрессий. Было предписано найти места захоронения осужденных и опубликовать списки расстрелянных. Тогда, в Московском управлении КГБ обнаружили 11 томов об исполнении смертных приговоров в отношении 20 760 человек.

Специальное расследование, проведённое сотрудниками Министерства госбезопасности, показало, что эти люди были убиты в Бутове. В основном это жители Москвы и Подмосковья, хотя среди них много поляков, немцев, есть китайцы и даже американцы. Среди расстрелянных и простые люди, и представители интеллигенции, и известные государственные деятели, например, Федор Александрович Головин - председатель Второй ГосДумы и генерал- губернатор Москвы с 6 августа 1908 по 25 января 1913 Владимир Федорович Джунковский.

8 августа многие москвичи соберутся на месте кровавой расправы над безвинными жертвами - на так называемой Русской Голгофе. В этот день Божественную Литургию в бутовском храме совершит Преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский. Встреча владыки в 9 часов утра. Накануне, 7 августа, всенощное бдение в 17 часов.

Справка «СтоЛИЧНОСТИ»

Бутовский полигон находится в 5 км по Варшавскому шоссе. При выезде из Москвы следовать по указателям на Подольск. На общественном транспорте проезд от ст. м. «Бульвар Дмитрия Донского» и от станции железной дороги Курского направления «Бутово» на авт. 18. Отправление от метро в 8.20, 9.20, 10.20 и т. д.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru