«Все мы братья»

Дашинима Жамьянов — ветеран Афганской войны, медик, кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.
Будни и подвиги Героев России — жизненный «учебник истории».
9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. История народа отражается в страницах жизни его героев. Те, кто удостоен высших государственных наград, хранят живую память о событиях, которые уже изучают в школе на уроках истории.
Врач Дашинима Жамьянов: «Каждый день начиналась новая борьба»
Не всегда, чтобы удостоиться высочайшего воинского звания, надо держать в руках оружие. Бурят Дашинима Жамьянов – ветеран Афганской войны, кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. И при этом скромнейший человек.
«Мы просто исполняли свой долг на поле боя, – говорит он. – Я в то время был кадровым военным. Тогда говорили: «Родина сказала: надо! Комсомол ответил: есть!».
Попал в Афганистан Дашинима в 24 года в звании старшего лейтенанта. Служил в погранвойсках. «Система была очень простая: мы охраняли с той стороны государственную границу, обеспечивали определённую безопасность для наших людей, – объясняет он. – Потому что в то время враги проводили обстрелы по нашей территории, и было принято решение обеспечить приграничную зону, безопасность границ России и Советского Союза».
Спрашиваю: страшно ли было в тех условиях?
«Мы же были молодые, и нам в этом плане как-то было проще смотреть на многие вещи. Постоянно выполняли боевые задачи, но страха особого не было, – вспоминает Дашинима. – Я был врачом подразделения. Оказывал первую медицинскую помощь непосредственно на поле боя. Наша задача была лечить, помогать выживать нашим. Вытаскивали раненых даже под обстрелами».
Рисковать жизнью приходилось чуть ли не ежедневно. Сколько истекающих кровью солдат он успел вытащить с поля боя за годы службы, мой собеседник не может даже примерно вспомнить, слишком много их было.
«Там не до подсчётов, – улыбается он. – В моменте, когда несёшь на себе раненого, важна только его жизнь. Успеешь оказать помощь, отвести в укрытие или нет. В эту минуту важна только одна жизнь».
Притом что спасено и эвакуировано в госпитали было много военнослужащих, всё равно острее всего запоминаются поражения в этой врачебной борьбе, признаётся мой собеседник.
«Страшно, когда ты не можешь помочь, – объясняет врач. – Это единственная ситуация, когда упираешься в собственную беспомощность. И всегда борешься до последнего. Каждый солдат, которому я помог в те годы, памятен по-своему. Чьи-то истории в дальнейшем я знаю, кого-то просто отправил в госпиталь и даже не знаю, выжил ли он там. У нас каждый день начиналась новая борьба за жизни, некогда было вспоминать прошлые достижения».
В одну из таких вылазок на поле боя, когда волок на себе очередного раненого, медик получил два ранения в ноги. Теперь уже его боевые товарищи сделали всё, чтобы спасти его жизнь.
«После госпиталя в нашем подразделении был другой врач, и меня просто вывели, – вспоминает он. – Тогда эта война для меня и закончилась».
Несмотря на то что со времён Афганистана прошли уже десятки лет, афганское братство до сих пор дружно.
«Мы до сих пор общаемся, созваниваемся, встречаемся, – говорит мой собеседник. – На войне, что удивительно, все считают себя одной большой семьёй, вне зависимости от национальностей или возраста. Мы все там братья, и каждый готов прикрыть другого в любой момент. Такое не забывается и спустя годы».
Подполковник максим шоломов: «Другую жизнь я даже не рассматривал»
Звание Героя РФ было учреждено 20 марта 1992 года указом, одновременно объявившим высшим знаком отличия «Золотую Звезду» Героя. За прошедшие с тех пор годы звание было присвоено людям, родившимся в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Узбекистане, Туркмении. Так что «Золотую Звезду» Героя, несомненно, можно считать знаком, объединяющим храбрецов разных национальностей.
Один из них – Герой России подполковник Максим Шоломов. На СВО он потерял обе руки, но при этом, когда его спрашивают, пошёл бы он на ту опасную операцию ещё раз, без тени сомнения отвечает: «Да».
«Тот бой произошёл на Кременной, в ЛНР, в 2022 году, – делится боец. – Длился 7 суток и закончился 30 сентября, когда Луганскую, Донецкую республики, Херсонскую и Запорожскую области признали частями РФ. Когда противник пытался референдум сорвать, моё подразделение было брошено сдерживать натиск».
Максим – сын офицера. А сейчас в Екатеринбургском суворовском училище заканчивает обучение и сын Максима. «Я всегда знал, что буду военным, другую профессию не рассматривал, – улыбается подполковник. – Отец часто брал меня на службу. Я видел его отношение к делу, автодромы, полигоны. Я и не задумывался о каком-то другом будущем».
Участие в СВО для кадрового офицера было естественным продолжением службы.
«Шли учения с Белоруссией, а после них сразу началась СВО, – вспоминает Максим. – У нас задача была удерживать врага, обеспечивать выход мирного населения. Отовсюду велась стрельба, никого не выпускали. Но мы выполняли свой долг».
Последний долгий бой в 2022 году вспоминается военному тяжело. «Это каждый день – раненые, каждый день – эвакуация, – рассказывает Максим.– Причём происходит она не тогда, когда военные физически получают ранения, а когда есть возможность, отбивается атака. То есть кто-то до эвакуации четверо суток ждал. Из 28 человек нас в итоге осталось 6. Бой продолжался неделю, а потом нам скомандовали выходить из окружения. Во время этого выхода мне и отстрелили руку. Обезболивающее, жгут, дальше – на своих ногах, а там уже эвакуация и взрыв. Помню, что лежу, горю, но из-за обезболивающего ничего не чувствую. Понимаю, что горю, глаза закрываю, чтобы они не сгорели, но мне не больно. Выползаю, бойца без сознания выпинываю из БМП, как мешок выпадаю, горящий, через 5–10 секунд, успеваю отползти на 2–3 метра, начинает работать боекомплект. Только с Божьей помощью остался жив».
После этого было 9 месяцев в госпитале и 10 операций. Сейчас всё это Максим вспоминает уже как страшный сон. Он русский, но у него много национальных корней: бабушка – мордвинка, дедушка – еврей.
«На СВО все чётко русские, – смеётся боец. – Неважно, кто ты на самом деле: армянин, казах, башкир, – там мы все снова единый русский народ. И противник то же самое кричит: «Русские, сдавайтесь!» Я вот помню, рядом со мной татарин был, он говорит: «Командир, представляете: нам кричат, чтобы мы сдавались». Я говорю: «Стоп-стоп, они же не сказали: «Татары, сдавайтесь». Там все ощущают себя единым народом, единой семьёй, и все русские».
Справка
16 апреля 1934 года постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР было учреждено почётное звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия в СССР. Так 11 739 человек стали Героями Советского Союза в годы ВОВ. Для сравнения: с 1934 по 1991 год высшую награду получили 12 849 человек. Представляете процентное соотношение? Согласно переписи 1939 года, в стране проживало более 120 национальностей. Представители 65 из них были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны. Его среди прочих получили: 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 18 марийцев, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 кабардинцев, 6 адыгейцев, 4 абхаза, 2 якута, 2 молдаванина, 1 тувинец.
-
Впитали силу с горным воздухом
09 декабря 2025 20:59 - 09 декабря 2025 20:41
- 09 декабря 2025 20:38
- 09 декабря 2025 20:34

