Кроить «по-русски»
Современные мастерицы реконструируют старинные русские костюмы.
«А сама-то величава, выступает, будто пава» – эти строки из пушкинской сказки тут же приходят на ум при виде учениц и мастериц из московской студии традиционного костюма «Русские начала». Женщины разного возраста и профессий не только изучают и детально реконструируют старинную одежду, но и носят её.
Все стежки вручную
Что чувствует современная женщина, надев расшитый сарафан и богато украшенный кокошник? «В этой одежде столько смыслов, в ней не хочется мчаться галопом по Европам, – считает руководитель студии Татьяна Валькова. – И, по моим ощущениям, она оказывает благотворное влияние на самосознание: ты чувствуешь себя человеком с русскими корнями, что служит тебе в жизни фундаментом».
Наша беседа проходит на большом культурном мероприятии, куда мастерицы приехали по приглашению организаторов продемонстрировать своё творчество. Гости вечера неоднократно подходят к ним с просьбой сфотографироваться рядом, запечатлеть наряды, которые однозначно выигрывают на фоне джинсовой повседневности. На Татьяне костюм, который могла носить 50-летняя крестьянка, собравшаяся на праздник. Особенности кокошника подскажут знатокам и адрес: Каргопольский уезд Олонецкой губернии. Воссоздала эту красоту Юлия Анисимова, взявшая за образец одежду своих предков из тех мест.
Вовсе не парикмахер приложил руку к созданию неожиданного образа Ольги Богун: «Он называется шишак и выполнен из жемчуга. Жемчуг раньше был и местный, речной, и привезённый купцами издалека. Ни в одном другом месте, кроме Торопецкого уезда Псковской губернии, такой кокошник не носили. История полна загадок: до конца не изучено, почему он такой необычной формы».
Жемчужный шишак — до сих пор загадка. Фото: автор
Юлия Анисимова надела костюм как напоминание о Ярославле конца XVIII в. Швейных машинок тогда не существовало, поэтому, отдавая дань традиции, в «Русских началах» все стежки тоже выполняют вручную. В светёлках подобная работа, наверное, смотрелась бы наиболее естественно, но руководитель Татьяна Валькова на наше предположение улыбается: «Светёлок у нас нет». В студии «Русские начала» имеются учебные классы, хранилище для старинных костюмов и вышивки, библиотека, фото- и видеоархив, архив этнографических рисунков и кроя. Но так как труд над изделием длится месяцами, швейная работа плавно перетекает к мастерицам на дом.
Ручное ткачество
Обучение неспешное, рассчитано на несколько лет. Минимальный срок занятий – один учебный год. Сначала пришедшие должны пройти курс «Традиционный костюм. История. Крой. Вышивка». Теоретическую часть составляют лекции по истории древнерусского костюма, региональным особенностям костюма XIX – начала XX в., по основам кроя мужской и женской рубах, сарафана, понёвы и юбки. На практических занятиях учат кроить «по-русски» и шить «на руках» с помощью старинного приспособления «швейка», облегчающего шитьё. За первый год обучения ученики делают костюм, состоящий из рубахи и сарафана. Рубаха шьётся полностью вручную, при изготовлении сарафана допускается работа на швейной машинке. На занятиях по русской традиционной вышивке осваиваются более 10 старинных техник: «набор», «мережка», «белая строчка», «цветная перевить» и др. Тех, кто по-настоящему увлёкся, ждёт продолжение обучения на год или два: преподаватели помогают создавать более сложные костюмы, головные уборы, традиционные полотенца и дополнения к одежде, усложняется вышивка.
Есть также курс «Традиционное ручное ткачество», где преподают ткачество на берде, сволочке и дощечках.
К длительному обучению готовы не все, поэтому в «Русских началах» организуют мастер-классы длительностью в несколько дней, в том числе выездные. Популярностью пользуются вышивка, ткачество, занятия по изготовлению девичьего или женского головного убора, мужской рубахи и портов.
Сначала в музей
Ученики в студии разновозрастные. Старина привлекает как девушек 16–17 лет, так и 60-летних дам. Отучившаяся два-три года рукодельница может стать членом клуба, а после выполнения нескольких костюмов – мастером коллектива. И тогда ей будет открыт путь к созданию тематических коллекций «Русских начал» (уже готовы коллекции «Праздничный женский костюм конца XVIII – середины XIX в.», «Ильин день», «Мезенская свадьба», «Ситцевая Мезень» и др.). Их возникновению предшествуют поездки мастеров в другие города по историческим, этнографическим, краеведческим музеям и архивам. Там делаются зарисовки, снимается крой народной одежды, за годы собрано более тысячи рисунков и чертежей. Постоянным стало сотрудничество студии с Российским этнографическим музеем в Санкт-Петербурге, Кенозерским национальным парком в Архангельской области, музеем «Малые Корелы», столичным Музеем декоративно-прикладного искусства, нижегородскими, вологодскими, костромскими музеями, частными коллекционерами и т. д. Об истовой увлечённости мастериц говорит тот факт, что поездки, покупка тканей и аксессуаров осуществляются на собственные деньги.
Рукоделие, возведённое в ранг высокого искусства. Фото: автор
По наблюдению Т. Вальковой, люди, занимаясь в студии, решают свои задачи. Приходят учиться даже модельеры, и после окончания курса полученные знания они будут применять в изготовлении современной одежды. Кому-то ещё и очень нравится быть в коллективе единомышленников, и человек остаётся на годы, мастерство его вырастает до такого уровня, что ему доверяют задания при подготовке студийной коллекции.
Юлия Анисимова не ушла из студии, работает в статусе мастера, но за пределами «Русских начал» тоже творит: «Я дизайнер. Мне всегда был близок русский стиль. В институте я недополучила знаний о нём и пришла обучаться сюда. Сейчас у меня есть свой проект «Берега»: я делаю современные украшения в традиционных техниках».
Нынешний руководитель студии Татьяна Валькова в молодости увлекалась фольклористикой. В 1980-е гг., будучи студенткой филологического факультета педагогического института, в экспедициях общалась с жителями деревень, рождёнными ещё в конце XIX в. «В экспедициях меня радикально развернуло от словесного фольклора к текстильной традиции. Я очень любила шить, точно так же, как мои прабабушка и мама. Без иголки в руках себя не помню, – рассказывает она. – В 1990-е гг. пришлось серьёзно заниматься самообразованием, и к 30 годам я полностью перестроилась на изучение народных костюмов». В «Русские начала» Татьяна пришла ученицей, затем возглавила студию. В 2013 г. за вклад в развитие народного творчества она была удостоена премии Правительства РФ «Душа России».
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02