«Муж всегда рядом со мной»
15 сентября — день рождения поэта Михаила Танича (1923-2008).
Михаил Танич и Лидия Козлова были одной из самых известных семейных пар в музыкальной среде. Песни на его стихи исполняли самые популярные артисты - Алла Пугачёва, Игорь Николаев, Юрий Антонов, а музыку к ним писали выдающиеся композиторы. Будущие супруги познакомились при интересных обстоятельствах. Она исполнила песню на его стихи на одной из вечеринок, не подозревая, что автор находится рядом. С тех пор они не расставались. Будучи поэтессой (чего стоят такие шлягеры, как «Снег кружится» и «Айсберг»), Лидия посвятила жизнь своему легендарному супругу.
- Прошло больше 7 лет, как не стало вашего мужа, как вы себя ощущаете в его отсутствие?
- Я ощущаю себя так, как будто бы Миша всегда со мной. Когда я работаю, он со мной, когда куда-то еду, он тоже со мной. Может быть, это такая большая любовь. Мне жалко, что жизнь конечна и муж ушёл из этого мира. Я благодарю Всевышнего и судьбу за то, что она мне дала.
- Была ли у него обида на государство?
- Не могу сказать однозначно… Он не говорил об этом со мной, наверное, оберегал меня, ведь, когда мы познакомились, мне было всего 18 лет, я даже ни с одним мальчиком не встречалась. Но наверняка обида была. Сами посудите: в 14 лет арестовали отца и мать, потом их расстреляли, он остался сиротой. После школы ушёл на фронт, где его чуть заживо не похоронили в братской могиле. Затем тюрьма, просто за то, что он высказал своё недовольство, его обвинили в антисоветской пропаганде и посадили на 6 лет. Я пыталась его разговорить, но муж рассказывал обо всём очень осторожно, расставлял так акценты, что трудно было понять, обижен он или нет.
Я говорила, что он не имеет права молчать. Но только в 65 лет Михаил вернулся к этой теме, и появилось его любимое детище - группа «Лесоповал». В песнях, которые он писал для «Лесоповала», он высказал всю пережитую боль, рассказал о людях, лишённых свободы, об их чувствах. Танич выбрал стезю говорить простым, немудрёным, но мудрым языком. И народ его песни принимал сразу, их пели и любили все.
- А почему Михаил Исаевич сократил свою фамилию Танхилевич до Танича?
- Он, как все творческие люди, хотел, чтобы его фамилия запоминалась. Танхилевич - это два еврейских самых старинных рода Танахи и Левиты. Он боялся, что может опозорить свой род, свою фамилию, поэтому взял из своей фамилии начало и конец.
- Как сам поэт относился к своей популярности, народной любви?
- Ну, конечно, народная любовь его трогала. Супруга всю жизнь считали счастливчиком, все думали, что он купается в деньгах и славе. Ведь его песни становились в одночасье шлягерами. Но он никогда не брал с исполнителей деньги за свои песни. У него даже не было носков. Он не мог купить их себе, ходил в сандалиях на босу ногу, а все говорили, что Танич некультурный.
Когда он получил свой первый гонорар, чуть больше двухсот рублей, он решил купить что-то в дом. Ведь мы спали на кровати, которую сделали сами, - матрац притащили с мусорки и положили его на кирпичи, а дети спали в картонных коробках. И первой покупкой была чешская раскладушка, на которой стали спать наши дочери. К этой раскладушке муж купил тумбочку и немецкий трофейный приёмник.
- Ваш супруг работал с очень известными композиторами-исполнителями, с кем ему было комфортнее всего?
- Когда он работал с этими композиторами и исполнителями, они не были популярны. Наоборот, Михаил старался написать песни для тех, кого мало кто знал, чтобы как-то помочь им. Главным для него было подарить песню искреннему исполнителю, который сможет донести те чувства, которые он заложил в словах, осилить её, чтобы слушатель поверил. К примеру, первую песню для Пугачёвой он написал, когда ей было 15 лет и её никто не знал.
- Лидия Николаевна, есть ли такие слова, которые вы не успели сказать мужу при жизни?
- Во время нашего знакомства он признался друзьям: «Когда я узнал Лиду, мне захотелось стать лучше, чем я есть». Я чувствовала его любовь всю нашу совместную жизнь, но мы никогда не демонстрировали эти чувства. Однажды, когда он уже был смертельно болен, он позвал меня и сказал: «Ты даже не представляешь, насколько верен я тебе был». Перед реанимацией его причастил священник, и Танич попросил его обвенчать нас. Священник не был готов к этому, да и я тоже. Он спросил мужа: а сколько лет вы женаты? Больше 52 лет, ответил Михаил Исаевич. Тогда батюшка сказал о том, что мы уже давно повенчаны на небесах.
Я, к сожалению, не застала того момента, когда он умер, я приехала в больницу спустя несколько часов. Очень жалела, что не говорила ему при жизни, как сильно я его люблю. Уже там, в больнице, я взяла его за руку и стала ему говорить все те слова, которые не успела сказать, пока он был жив. В этот момент у него из глаза покатилась слеза, и не знаю, каким образом, но я отчётливо услышала его слова: «А мы с тобой не налюбились».
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02