Нашла в себе силы всех простить
Осуждённая за подготовку теракта в Москве Зара Муртазалиева
В сентябре прошлого года вышла на свободу Зара Муртазалиева. Имя этой чеченской девушки стало широко известно после того, как в 2005 г. Мосгорсуд признал её виновной в подготовке теракта в торговом комплексе «Охотный Ряд». Она провела в неволе 8,5 года.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Зара, какие ощущения испытывает человек, у которого отобрали огромный отрезок жизни, оказавшись наконец на свободе?
З.М.: - Конечно, невыносимо больно, что столько лет вычеркнуто из жизни. Глядя на своих сверстников, я понимала, что могла иметь диплом, работу, свою семью. За минувшие почти 9 лет стала совершенно не приспособлена к современному окружающему миру. Но благодаря своим друзьям и близким, которые пытались облегчить мне моё «новое» восприятие жизни, смогла справиться и с этим.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Как вас встретили дома?
З.М.: - Были слёзы счастья, накрытый стол, целых три дня в наш дом приходили люди, все были мне искренне рады. Потом поездка в Грозный. Я была поражена отстроенным городом, ведь, когда видела его в последний раз, он лежал в руинах. Я словно вернулась в совершенно другой город. Затем была пресс-конференция в редакции журнала «Дош», где проходила презентация книги «Признать невиновного виновным» Зои Световой, очень дорогого и близкого мне человека. Эта журналистка из «Новой газеты» очень добрая и одновременно мужественная женщина, все эти годы не переставала за меня бороться.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Как вы ощущаете себя сегодня в новых жизненных условиях?
З.М.: - Строю свою жизнь с нуля, получаю удовольствие от выпитой чашки кофе с утра в одиночестве. Помню, как в колонии об этом мечтала, ведь там просто невозможно остаться наедине с собой, тебя всегда окружают люди, и это порой становилось невыносимо.
Много хожу пешком по городу, радуюсь, что нет заборов, вышек, колючки, собак, которые ночью начинают выть, выворачивая душу наизнанку.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Что позволяет человеку в заключении оставаться человеком?
З.М.: - В неволе переоцениваешь всё, что происходило до этого в твоей жизни. Многих колония ломает, кого-то, наоборот, закаляет. Порой не выдерживают очень сильные люди: они либо ведут себя очень агрессивно, либо замыкаются в себе, впадая в депрессию, что приводит часто к суицидам. Там важно во что-то верить: в Бога, в амнистию, в УДО (условно-досрочное освобождение. - Ред.), в то, что скоро всё изменится, во что угодно, главное - постоянно занимать мозг верой и надеждой, это помогает выстоять…
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Боксёр Майк Тайсон как-то сказал: «Когда ты поднимаешься - друзья узнают, кто ты. Когда ты падаешь - ты узнаёшь, кто твои друзья». Вы согласны с ним?
З.М.: - На все сто процентов. В сложные моменты жизни не только обстоятельства оказываются против тебя, но и те люди, которых ты когда-то считал друзьями, любимыми, иногда даже члены семьи, отрекаются от человека, я не раз наблюдала подобное в местах лишения свободы. Тут важно не начать ненавидеть всё, что тебя окружает, ведь это путь к саморазрушению. Я нашла в себе силы найти всем оправдание, всех простить и всё забыть. Жизнь - бумеранг, и всё зависит от того, чем вы платите людям и в каком виде всё это вернётся к вам.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Говорят, что отношения людей на зоне намного справедливее, чем в обычной жизни... Это так?
З.М.: - Это как раз то, что удивляет с первых дней заключения. Здесь никто не позволяет гнобить новеньких, наоборот, поддержат морально подавленного человека, посочувствуют, поделятся едой, вещами, объяснят порядки.
Места лишения свободы - это своеобразное государство в государстве, со своими законами и порядками. И они уравнивают всех - и бедных, и богатых, и там неважно, кем ты был на воле. Живёшь в этом мире, значит, должен жить по этим правилам.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Вы в полной мере испытали на себе беспощадный каток нашей системы исполнения наказаний, что, на ваш взгляд, в ней нужно менять?
З.М.: - Необходимо ломать всю сложившуюся систему исправительных заведений, где царят насилие, издевательства, побои, пытки и многое другое. Сегодня колонии - концлагеря, где сотрудники, в обязанность которых входит обеспечивать охрану и соблюдение режима, могут безнаказанно избить заключённого, надругаться над ним, изнасиловать и... не нести за это никакой ответственности.
Все это порождено полной безнаказанностью начиная с тех, кто стоит во главе УФСИН РФ и заканчивая младшим инспектором любой колонии. Человек, отбывающий наказание, все равно остается человеком, его нельзя лишать прав его законных на свободу слова, вероисповедания, получение информации.
Система внутри колонии построена на поборах и взятках, в частности, УДО превратилось в доходный бизнес. Существует целый ряд негласных денежных ставок, которые приходится платить заключенным сотрудникам колонии: за получение «гуманитарки» от родственников, за приглашение адвоката, за свидание с родными, за снятие нарушения, за поощрение и т.д.
Сегодня уголовно-исполнительная система перестала выполнять свои прямые функции, она стала мощным оружием в руках власти, для того что бы сметать с пути им не угодных. Не секрет, что сегодня в тюрьме может оказаться абсолютно любой человек. Я знаю это не на словах, и противостоять этой системе простому человеку практически невозможно.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Ощущали ли Вы какую-нибудь дискриминацию по национальному признаку?
З.М.: - Постоянно, но только от сотрудников колонии. Чеченцы у них на особом учете, и никто этого не скрывает. Не случайно за все годы моего заключения ни одна чеченка не прошла УДО. Каждый раз перед УДО нам либо что-то подкладывали, либо писали нелепые рапорта, либо просто давали отрицательные характеристики, и этого достаточно, что бы суд счел не возможным условно-досрочного освобождения. Оказалось, что многие сотрудники колоний прошли через войну в Чечне и поэтому нас они воспринимали как своих личных врагов. Справедливости ради, хочу сказать, что среди них были и вполне приличные люди, но, к сожалению, их очень мало.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Вы уже определились, где будете учиться? Какому делу хотели посвятить свою дальнейшую жизнь?
З.М.: - Планы самые простые: учеба, работа, занимаюсь пока здоровьем, да и свою семью мне пора иметь. С учебой довольно сложно, хочется выучиться на юриста и иметь возможность помогать заключенным более профессионально, применяя свой опыт. Мне также нравится журналистика, возможность общаться с разными людьми, путешествовать, писать об интересных событиях, судьбах людей. Но пока не определилась, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В этом я убедилась уже давно. Посмотрим, жизнь покажет…
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02