Об уроках труда
На долю мигрантов приходится 8% рабочих мест в Москве.
В столице сегодня работают сотни тысяч иностранных трудовых мигрантов. Может ли город без них обойтись? Что надо сделать, чтобы всем – и приезжим, и москвичам –жилось в нашем любимом городе комфортно? Своим мнением на этот счёт со «СтоЛИЧНОСТЬЮ» поделился Юрий Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
Нужна модернизация, но нужны и люди
– Сколько иностранных граждан сейчас работает в Москве?
– Примерно 650–700 тыс. человек. К ним можно отчасти отнести и около 70 тыс. иностранных студентов, которые во время пандемии получили право работать не только в своих вузах. В общей цифре рабочих мест в Москве (8 млн) на долю приезжих из других государств приходится 8%.
Граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдавии, Азербайджана могут трудиться в РФ при наличии патента. Гражданам стран, входящих в ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Армения, Белоруссия), патент не нужен. Есть небольшой процент приезжих из визовых стран, на них распространяется режим квотирования.
– Как пандемия повлияла на численность рабочих мигрантов?
– В соответствии с Концепцией миграционной политики, принятой в 2017 г., в России с целью работы могли находиться до 3 млн иностранцев, общая численность – до 4 млн, если мы говорим обо всех приезжих – туристах, командированных, студентах и т. д.
До начала пандемии у нас в стране было около 2,3 млн иностранных рабочих. Сейчас по понятным причинам их стало значительно меньше. Из тех секторов, где трудились мигранты, пик коронавирусных ограничений прошёлся прежде всего по общепиту и торговле. Следствие – часть людей уехали, часть переквалифицировались. Пострадал из-за отъезда иностранцев и трудностей с последующим возвращением сектор строительства. Если в Москве в этой сфере до пандемии трудились 120 тыс. иностранцев, то к осени 2021 г. их осталось 40 тыс. Стройка оказалась в тяжёлом положении. Впрочем, часть дефицита рабочей силы в столице покрыли мигранты, оставшиеся без занятости в других регионах России.
– Скажите, Москва способна справиться без мигрантов, обойтись собственными трудовыми ресурсами и привлечь рабочих из российских регионов?
– Увы, нет. В регионах тоже нужны рабочие руки. Можно провести модернизацию в тех секторах, где обычно трудятся мигранты, однако это дорогой и длительный процесс. Плюс всё равно останется нужда и в работниках ЖКХ, и в водителях.
Как контролировать мигрантов?
– Должен ли работодатель сообщать контролирующим органам о том, что принимает на работу приезжего из-за рубежа?
– Обязательно, иначе заплатит штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. за незаконный наём иностранца, да ещё может подпасть под статью как организатор незаконной миграции.
– Какие изменения произошли в нашем законодательстве и что, на ваш взгляд, следовало бы изменить?
– Теперь каждый иностранный гражданин, прибывающий в РФ с целью работы на длительный срок, обязан проходить дактилоскопию и медосмотр. Есть существенные изменения в сфере компьютерного учёта – появляются электронные кабинеты иностранных граждан, готовится замена пластиковых миграционных карт на электронные.
Говорят, что наконец-то отменят выдворение из страны тех приезжих, которые совершили два любых административных нарушения. Это должно пойти на пользу. Процедура применялась слишком часто, поломала много судеб, было много технических ошибок. В итоге мы лишились множества трудящихся, которые уже были адаптированы и интегрированы в наше общество, являлись ценными специалистами.
Есть также хорошая идея ввести так называемую «Клятву иностранного работника». Это некий документ, подписывая который человек обязуется исполнять законы РФ. А его работодатель при этом должен контролировать исполнение этих обязательств, поведение приезжего.
– Разве сейчас работодатель не отвечает за тех, кого нанимает на работу?
– В законодательстве прописана индивидуальная личная ответственность человека. Понятия коллективной ответственности нет, как нет и ответственности за кого-то (помимо служебных регламентов). В том числе работодателя за того иностранца, которого он нанял. Поэтому и звучат предложения: мол, пусть диаспоры отвечают за своих членов. Пока в этой области многие инициативы упираются в нормы законодательства и реалии жизни.
Кто хочет брать плату с приезжих?
– Какие проблемы сегодня есть у самих мигрантов?
– В основном они такие же, как и у граждан РФ. Однако мигранты находятся в более уязвимом положении: за ними больший пригляд со стороны власти и правоохранительных органов, перспектива возможного выдворения из страны. Плюс несоблюдение норм Трудового кодекса, участившиеся невыплаты оговорённых зарплат и другие подобные явления. Они в том числе и приводят к конфликтам.
Например, в мае 2020 г. администрация одного из рынков внезапно в разы подняла арендную плату. Торговавшие на этом рынке мигранты вышли на несанкционированный митинг, случилась потасовка. А разве те, кто повышал аренду, не понимали последствий?
Или, скажем, сейчас неплохо получают работники сектора доставки, среди которых, кстати, всё больше москвичей. Курьеры добились этого как трудом, так и действиями по отстаиванию своих трудовых прав – работодатели же вводили необоснованные штрафные санкции в попытке сэкономить.
– Сейчас звучит идея пускать мигрантов через так называемый «организационный набор», который якобы усилит контроль за ними. Как вы к этому относитесь?
– Схема предполагает, что специальные структуры будут набирать рабочих на территории стран проживания, а потом распределять их тем, кто в них нуждается в России. Со всех участников процесса при этом будут брать плату.
По факту вместо контроля мы получаем дополнительное лишнее звено, которое обогатит организаторов. И я не исключаю, что эта бизнес-идея и антимигрантская кампания связаны между собой.
Схема абсолютно неверная. Сегодня большинство иностранцев едут в Россию в рамках соглашений СНГ и ЕАЭС, пользуясь услугами земляков и знакомых, по уже проторенным путям. Оргнабор и так присутствует в крупных компаниях как важный инструмент найма персонала. Но участие в нём – дело добровольное.
Иностранные работники должны иметь право сами выбирать себе работодателя. Им не нужно новое «крепостное право».
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07