Друзья или враги?
Надо наладить культурный диалог с приезжими
60% людей испытывают раздражение при случайных контактах с людьми другой национальности. Таковы данные исследований Института социологии РАН и Левада-центра. Как снять напряжение в обществе и предотвратить межнациональные конфликты? У социологов и политологов есть ответ на этот вопрос.
Правда, ответ этот неоднозначный. Одни учёные считают, что надо использовать западный опыт воспитания у своих граждан толерантности и мультикультурализма - то есть признания особости разных культурных групп и организации их взаимодействия. А вот другие уверены, что у России должен быть свой проект, который в большей мере опирается на советский опыт «дружбы народов». Какая из этих позиций станет основной, мы, скорее всего, увидим очень скоро. Напомним: совсем недавно, 22 октября 2013 г., Президент РФ подписал закон о том, что ответственность за цивилизованные межнациональные отношения в регионах несут главы регионов и муниципалитетов. Иными словами, именно они отвечают теперь за воспитание толерантности и мультикультурализма.
Термин «толерантность» сегодня модный. Он звучит не только в дискуссиях специалистов. Его активно продвигают и в образовательных учреждениях. Наверное, нет уже такого предмета, при преподавании которого не ставилась бы задача сформировать у детей терпимость к представителям других этносов. А недавно утверждённый стандарт учебника истории требует от будущих авторов уделить особое внимание взаимодействию культур разных народов, совместному преодолению трудностей. Но вот что означает этот термин в понимании людей и как трактуется самими учёными? И почему бы не использовать вместо него какое-нибудь понятное русское слово?
«Ещё в 1995 году, когда мы с ЮНЕСКО впервые в России готовили программу по толерантности, этот термин вызвал дискуссии, - вспоминает Леокадия Дробижева, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН. - Некоторые считали, что толерантность означает - не замечать национальности человека. Другие предлагали заменить словом «терпимость». Но термин «толерантность» - международный и входит в разные документы. Тогда мы стали думать, как его трактовать. Большую помощь оказали беседы (на языке социологов - фокус-группы) с людьми. Выяснилось, что толерантность - готовность принять человека другой культуры, уважать его в пределах закона. В религиозной трактовке можно было бы говорить о любви друг к другу. Но со временем поняли - любить не обязательно, а вот уважать - необходимо».
Однако какими бы ни были оттенки в восприятии термина, налицо тревожный факт: сегодня всё больше молодых людей считают, что русское большинство должно иметь особые права. По данным Института социологии РАН, в 1994 г., отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Россия - многонациональная страна и люди разных национальностей имеют равные права?» - 65% давали утвердительный ответ. Сегодня «да» отвечают лишь 41-42%. Если люди 30-40 лет, будучи уверенными в глубине души, что Россия не одинакова для всех, всё же считают неприличным об этом заявлять, то 20-летние не стесняются своих взглядов. Это реальная угроза безопасности страны.
Каков же выход? По мнению Людмилы Адиловой, профессора-политолога из Российского государственного гуманитарного университета, одними только воспитательными методами мы не снимем напряжение в обществе. Нужно уделить внимание работе со страхами и мифами в отношении представителей других культур и вероисповеданий, чтобы преодолеть неприязнь к ним, бывает, возникающую на подсознательном уровне. «В мировой науке есть такое направление, которое называется «образы других»: как мы воспринимаем образ иного человека, - поясняет Л. Адилова. - Он может создаваться самостоятельно, вековыми традициями, а может - целенаправленно (примеры - в рубрике «Как у них»). Сегодня стереотипы при восприятии представителей многонационального сообщества России, конечно, существуют. А в ситуации, когда информационное поле всё связано с развлечениями и драматизацией событий, когда хорошая новость - это плохая новость, когда труп оживляет эфир, именно негативные стереотипы и негативный межконфессиональный и межнациональный опыт вытаскиваются на экран. Единичные случаи обобщаются, и создаётся образ врага. Поэтому корректировка восприятия другого - одно из самых важных направлений современной политологии».
«Во многих межнациональных конфликтах диаспоры, их лидеры или старейшины часто не играют той роли, которую могли бы, - утверждает Юлия Якушева, заместитель директора информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства. - Последний пример - события в Бирюлёве. Азербайджанская диаспора, к сожалению, не проявила в достаточной мере своё влияние на ситуацию в конфликте на той фазе, когда это было крайне необходимо. А ведь именно национальные объединения могли бы сыграть ведущую роль в обеспечении межнациональной гармонии. Ну и, конечно, коррупция, интересы отдельных лиц и бизнес-элиты мешают реализации механизмов интеграции и адаптации всех приезжих».
Тем не менее не всё так плохо: люди сами проявляют инициативу в вопросах цивилизованного взаимодействия с приезжими. И встают на их сторону, если те не виноваты. «Вспомните, как местные жители защищали узбекского дворника. (Мужчина избил подростка, не выдержав постоянных оскорблений и издевательств с его стороны. - Ред.). Вот за такой общественной инициативой - будущее. Если мы сами не будем чувствовать себя хозяевами на своей земле, то никто нам сверху рецепта не пропишет».
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07