Кормильцы огня

Алексей и его жена Светлана придумали театр как семейный. На фото они с дочерьми Сашей и Гелей.
История большого Театра народов России начиналась с идеи одной маленькой семьи.
Иммерсивный театр народов России – это пространство, где зритель становится частью спектакля, погружаясь в живую атмосферу традиционных народных обрядов, песен и танцев. Здесь можно не только наблюдать за действом, но и участвовать в нём: рассмотреть национальный костюм, научиться танцевать осетинский танец, разыграть сцену марийской свадьбы или даже научиться кормить огонь по алтайскому обряду.
О том, как создавался театр, какие ценности он несёт и что ждёт его зрителей, «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал его руководитель и режиссёр Алексей Рыбаков.
Как научить дочь языку марийскому
История театра началась с личной инициативы: Алексей Рыбаков и его супруга искали способ сохранить родной язык для своей дочери. Они решили создать проект, который помог бы детям изучать марийский язык в игровой, театрализованной форме.
«Когда у нас с супругой родилась дочь, мы решили создать проект, который позволил бы учить её марийскому языку, ведь в мегаполисе это сложно. Много экспериментировали, изначально не было идеи развить нашу задумку до такого масштаба. В итоге усилия оказались ненапрасными, поскольку наш проект стал интересен различным площадкам и нас стали приглашать на мероприятия, чтобы мы давали спектакли. Театр мы заявили в 2019 году. Первая постановка прошла в Московском доме национальностей», – рассказывает Алексей.
Сначала это был марийский иммерсивный театр «Калык шынык», но вскоре проект вырос до масштабов Театра народов России, объединив шесть этнических групп.
Сам Алексей приехал в столицу из Республики Марий Эл 16 лет назад. Его супруга –москвичка. Как отмечает наш собеседник, за те годы, что он живёт в столице, она кардинально поменялась.
«Москва стала красивее, комфортнее. Транспортная инфраструктура расширилась, бизнес стал более гибким и стал уделять больше внимания социальным аспектам», – считает Рыбаков.
Зритель? Нет – актёр
Спектакли иммерсивного театра, без преувеличения, – пример взаимодействия народов и поколений.
«В нашем театре много ценностей, но самое главное – единство коренных народов нашей страны. Это преемственность поколений: мы своим детям передаём то, что нам передавали наши родители. Сохраняем традиции, показываем обычаи, у нас есть целый спектакль, посвящённый марийским, алтайским традициям. И, конечно же, в нашем театре большое место уделяется семейным ценностям», – отмечает Рыбаков.
Театр ломает привычные границы между сценой и зрительным залом: публика не просто следит из зала за происходящим, а становится его частью.
«Наши зрители – и взрослые, и дети – взаимодействуют с актёрами. Например, у нас есть спектакль «День в деревне» по марийским традициям. По сюжету там происходит свадьба: один из зрителей становится женихом, зрительница – невестой, а все остальные – гостями на этой свадьбе. Все узнают, как проходит обрядовый танец. Всем предоставляется реквизит, и таким образом зрители узнают о марийском танце. Такими приёмами мы показываем культуру. Ещё один пример: на алтайском спектакле учатся, как кормить огонь. У алтайцев это очень важный обряд – пока огонь не покормишь, ты не можешь ничего готовить. И зрители всё это делают вместе с актёрами», – делится руководитель театра.
На спектаклях Театра народов России проходит множество мастер-классов. Фото: предоставлено Иммерсивным театром народов России
Шамана люди не играют
Сценическая труппа театра собрала представителей разных народов, а некоторые актёры приходят на постановки в своих национальных костюмах. «У нас многонациональный состав, даже целые семьи – марийцы, алтайцы, хакасы, калмыки, осетины, девушки, представляющие Тульский регион, – добавляет Алексей Рыбаков. – Наши артисты – это настоящие представители своей культуры. Алтайцы, марийцы, осетины приходят в своих национальных костюмах. В самом театре таких костюмов нет, но у нас есть различные куклы, например шамана. Для маленьких мы проводим кукольные спектакли. Кстати, по правилам алтайской культуры в шамана нельзя играть актёрам. Мы стараемся запреты не нарушать».
Иммерсивный театр народов России продолжает развиваться, создавая новые постановки и расширяя программу. Его уникальность – в объединении национальных традиций и современного интерактивного формата. Каждый спектакль здесь – это живой диалог, в котором участвуют все, кто готов открыть для себя богатство нашего народного наследия.
Детей учат народным ремёслам, художествам и рукоделию. Фото: предоставлено Иммерсивным театром народов России
Кстати
Марийская культура – одна из самых древних в мире. Это уникальный культурный код нашей страны. Считается, что этой культуре больше 7 тыс. лет. Марийцев, не имевших до XVIII века своей письменности, называют самым загадочным народом России.
- 25 марта 2025 20:21
- 25 марта 2025 20:07
-
«Не зря мы следуем за мужчиной»
25 марта 2025 19:53 - 25 марта 2025 19:49