Незыблемые истины
Почему школа или вуз никогда не превзойдут влияние семьи.
«Мы часто слышим, что все наши ценности, взгляды, предпочтения, убеждения идут из семьи. И это чистая правда», – уверена член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, зампредседателя общественной организации «Киргизское единение» Аниса Джеенбекова.
Больше языков
«СтоЛИЧНОСТИ» Аниса Абдилазизовна рассказала о воспитании и образовании, а также о том, что обязательно надо передавать из поколения в поколение.
– Это не просто слова, что в семье формируется личность. Всё, что человек возьмёт от папы с мамой, он пронесёт через всю жизнь. Говорят, дурное общество влияет, окружение не то. Но если у человека в семье были сильные устои, если он подготовлен родителями к негативу, который попадётся в жизни, у него будет сильный иммунитет.
Я росла в большой семье, нерелигиозной, с шестью братьями и сёстрами. Основная установка была на общечеловеческие отношения: на то, как вести себя в обществе, что нужно стремиться к знаниям, узнавать что-то новое, ставить цели. Это шло от мамы, но в большей степени от отца, потому что у нас он был настоящим главой семьи. Когда начался развал СССР и пошли разговоры, что русский язык не нужен, а нужен только свой, национальный, он всегда говорил: «Будущее за русским языком, потому что он родной нам и на нём написана вся научная литература. Несите в себе как можно больше языков». И даже когда стали сокращать уроки русского в школе, у нас в доме был культ русского и добавился английский. Сегодня я понимаю, как это было мудро – свободно владеть родными языками и английским. Поэтому любовь к знаниям, труду – всё это идёт из семьи, а также уважение к другим людям, к другим народам. И я сейчас это передаю своему ребёнку, то есть из поколения в поколение передаю незыблемые истины. Одна школа или вуз сотворить чудо не смогут, всё закладывается в семье. Я понимаю и признаю смысл фразы, что семья – основа государства. Так и есть.
– Почему же внешний рефрен новых ценностей или даже, наоборот, их отсутствие оказываются зачастую сильнее внутреннего семейного авторитета?
– Конечно, в каждой семье всё индивидуально. По моему личному наблюдению, мы находимся в эпицентре огромного шквала информации, который сбивает с ног. Он хлынул, обрушился, поэтому не то что ребёнок, но и взрослый не всегда может сделать правильный выбор и вывод, отличить правду от лжи. Взрослому тяжело разобраться, а ребёнку ещё сложнее. Я могу сказать за себя – сохранять свой разум незамутнённым, делать правильные самостоятельные выводы, лавировать в потоке информации я научилась, когда мне исполнилось 35 лет.
До этого времени я как бы ориентировалась на мир вокруг: что скажут, что подумают, делать ли, как мне говорят. И только в 35 лет осознала, что нет, я буду поступать так, как учила меня моя семья. Когда я росла, информацию мы получали из книг, газет и телевидения, а сейчас слишком много источников, поэтому я думаю, что именно в этом направлении надо работать с семьями. Если вы видите, что окружение плохо влияет на ребёнка, то его в корне нужно менять, это спасает от многих бед. Переезжать, если надо, переходить в другую школу, но не сетовать и не скандалить. Иначе в какой-то момент члены твоей семьи просто перестают реагировать. Когда у меня назрела такая ситуация с ребёнком, мы сменили страну.
Близкий круг
– Как вы считаете, достаточно ли у нас в стране обсуждают проблемы семьи?
– У нас считается, что семья – личное и никто не имеет права в неё вмешиваться. И только внутри семьи принимаются решения: идти ли дальше вместе, расходиться ли, а детей просто ставят перед фактом. Развод сегодня – это слишком просто. К сожалению, у нас мало мест, куда можно обратиться и получить помощь в этом вопросе, выслушать опыт наставника. Скажу о себе: когда мы женились, оба были очень амбициозны, и наш брак стоял на грани разрыва, но вмешалось старшее поколение. Папина сестра и её муж сидели с нами и разговаривали день, другой. Тогда не было понятия «психолог», и родной человек показал, что все наши трудности временные, а амбиции, взаимные претензии пройдут. И наша семья сохранилась – мы вместе около 30 лет. Это говорит о том, что нельзя замыкаться на двух-трёх людях. Семья – это круг родственников, родных людей.
Сейчас модно говорить о лёгкости жизни, о том, что нужно делать всё для себя. Это плохо влияет на семейные ценности и приносит плохие плоды. Взять, к примеру, сегодняшнюю статистику Киргизии: из 100 семей 80 распадаются.
Я много работаю с киргизскими семьями здесь, в Москве, и задаю вопрос: чего вы хотите? И чаще всего говорят о деньгах. Одна сторона не удовлетворяет потребностей другой. Почему-то сложилось такое потребительское отношение друг к другу. Это печально.
– Есть ли отличие между киргизскими семейными ценностями и, скажем, русскими?
– Традиционные ценности что в русской семье, что в киргизской одни и те же: уважение к старшим, забота о младших, доверие и взаимное уважение. А забота о родителях первична. У нас нельзя быть состоятельным и отделить старенькую маму от своего дома, чтобы она жила отдельно, а за нею смотрела сиделка.
Очень важно собираться за одним столом, есть всем вместе одну и ту же еду, обсуждать прошедший день, общаться. Сейчас во многих семьях дети заказывают себе доставку блюд и идут есть в свою комнату. Это неправильно. Вроде незначительная деталь, но на самом деле очень важная в семейных отношениях, которая потом приводит к глобальным последствиям. Надо, чтобы связь не прерывалась, чтобы родные видели друг друга и общались. Мой муж шутит: «Семья – это флаг, отдавайте этот флаг женщине, и пусть она его поднимает! А сами его охраняйте!»
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29