События
Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Персона02 апреля 2024 19:26Автор: Екатерина Волковицкая

Язык, который понятен всем

Фото: Игорь Харитонов
В юности Раушан Канапьянова окончила музыкальную школу по классу фортепиано и продолжает играть до сих пор.

Раушан Канапьянова: «Национальный костюм может рассказать об истории народа и человека».

Раушан Канапьянова — признанный авторитет в области межнациональных отношений, председатель координационного совета «Форума женщин ЕврАзии», обладатель премии «Гордость нации — 2020». 

«СтоЛИЧНОСТи» Раушан Мусахановна рассказала об этно-моде и женской судьбе.

Пути сохранения самобытности

— Раушан Мусахановна, Вас знают как автора общественного проекта Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», который на протяжении более двадцати лет демонстрирует богатство этнокультурного достояния многонациональной России. Что этот конкурс значит лично для Вас?

— Идея конкурса родилась в сложный, так называемый переходный период после распада СССР. Работая руководителем аппарата комитета Госдумы по делам национальностей, когда формировалась в целом, да и в частности законодательная база в такой тонкой материи, как государственная национальная политика, было всё очень сложно. Известные межэтнические конфликты в разных регионах страны, острые дискуссии относительно соотношения большинства и меньшинства и т.д. Домой приходила никакая. Хотелось чего-то такого красивого, для души. А главное — не просто проводить конкурс ради конкурса, а показать богатейшую палитру этнокультурного многообразия в единстве российской нации. Ещё тогда пыталась показать остроту необходимости объединять два рядом идущих процесса: общегражданскую идентичность и этнокультурное многообразие. Заметьте, это было в начале века. Вот почему и появились номинации «Лучший славянский костюм», «Лучший костюм народов Кавказа», «Лучший восточный костюм», «Лучший костюм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Лучший костюм финно- угорских народов». Позже добавились номинации «Ретро национального костюма», «Этнические мотивы в современном костюме», «Этнический сценический костюм».

Главная цель проекта — показать широкому кругу общественности уникальные авторские коллекции национальных костюмов, ведь костюм — это язык, который может рассказать о многом, который понятен всем. Нас каждый год поражает и радует то, какие интересные заявки подают жители самых далеких и маленьких селений. В них каждый элемент имеет важнейшее значение, а все цвета, ткани и фасоны подобраны с большим вниманием. Порой люди проделывают огромный путь, чтобы на московской сцене показать богатство и красоту культуры своего народа. И я знаю, что за них по-настоящему «болеют» там, откуда они приехали. 

При этом хочу подчеркнуть — у нас нет организационных взносов за участие. Для нас очень важно, что среди участников конкурса «Этно-Эрато» много студентов — будущих художников-модельеров, представляющих свои дипломные работы. Учрежден даже специальный приз «Подающий надежды кутюрье».

Как организатор, стремлюсь совершенствовать модель взаимодействия государственных и общественных структур. Поэтому на протяжении всего периода Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» проходит при поддержки Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Московского дома национальностей, Ассамблеи народов Евразии и этнокультурных общественных организаций. Поскольку Конкурс проводился в Минске, Астане, Майкопе, дважды в Якутске, не могу не сказать о той колоссальной поддержке, которую мы чувствовали как в регионах нашей страны, так в Белоруссии и Казахстане. А первый Конкурс состоялся в Алматы. И вот буквально месяц назад мы были приглашены на юбилейные мероприятия главного вдохновителя популяризации этнического костюма С.А. Асановой, основателя Академии дизайна и технологии «Сымбат», где я впервые более двадцати лет назад и провела первый Конкурс.

Хочу особо подчеркнуть, что на алматинском конкурсе CREATIVE WORLD я для себя лично отметила профессионализм нашего жюри, которые по достоинству оценивают работы конкурсантов, вручив им в разное время главные призы нашего Конкурса. И вот на Конкурсе CREATIVE WORLD в Казахстане победители московского Конкурса «Этно-Эрато» вновь завоевали призовые места. Это образцовый театр моды и костюма «Сулде», художественный руководитель А. Неверицкий, из Тывы. Это работы народного мастера из Якутии Л. П. Жирковой. Они заняли первые места по номинациям в Алматы. Коллекция театра моды Shilmen Zavgar из Монголии, неизменного участника Конкурса «Этно-Эрато», получила Гран-при. То есть все были отмечены главными призами.

Не могу не сказать и о следующем. В действующем c 2022 года указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и в год семьи сам Конкурс национального костюма приобретает новое звучание, поскольку через национальный костюм воплощается миссия связи поколений и сохранение традиций семьи и этнокультуры. 

Обращение к национальному костюму помогает четко разграничить авторские коллекционные работы от массового пошива традиционных элементов национальной одежды. То есть Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» дает возможность продемонстрировать богатство дизайнерских и художественных решений в исторической реконструкции и конструировании этно-дизайна костюма.

Да, современный меняющийся миропорядок порой требует от нас разрабатывать новые пути развития в вопросах сохранения самобытности культур, и такие проекты, как наш конкурс, отвечают именно такой формуле. И я не могу не сказать о дорогой для меня награде, которую мне вручил в 2008 году лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — медаль Преподобного Сергия Радонежского II степени за проведенную организационную работу за популяризации традиционного русского костюма с точки зрения особенностей регионов Российской Федерации.

С коллекцией «Самоцветы Русской земли» группа студентов 4-го курса Чебоксарского художественного училища стала лауреатами 1-й степени в номинации «Лучший славянский костюм». Фото: Игорь Харитонов

Женские судьбы

— Вы родились в Казахстане. Как оказались в Москве?

— Я родилась в Кокшетауской области, в известном урочище Сырымбет, в семье учителей. Мой отец Мусахан Канапьянов за свои 44 года сделал немало в организации и развитии народного образования в годы целины. Именно он добивался, чтобы каждой новостройкой целинного совхоза первой была типовая школа на селе. Я считаю, что до сих пор добротные сельские школы и являют собой памятники его трудовой деятельности на ниве просвещения. А ему памятником стало присвоение имени М. Канапьянова павлодарскому педагогическому колледжу. Детство моё прошло в Павлодаре, здесь я окончила музыкальную школу и педагогическое училище.

После окончания Целиноградского пединститута и позже Академии общественных наук при ЦК КПСС работала учителем, избиралась на комсомольскую, партийную работу, параллельно защитила кандидатскую диссертацию по теме межнациональных отношений. С должности заместителя председателя Целиноградского облисполкома переведена была в Москву в создавшийся в годы перестройки отдел по вопросам межнациональных отношений Секретариата Верховного Совета СССР. А после распада СССР была переведена в Аппарат Госдумы ФС РФ.

— Впоследствии Вы защитили докторскую диссертацию по теме «Гендерная ассиметрия на государственной службе: траектория преодоления стереотипов». Почему выбрали именно ее?

— Я уверена, что в своем профессионализме и возможностях женщина ничуть не уступает мужчине. Представьте, какую нагрузку она выдерживает: помимо работы и карьеры у женщины есть семья и дети. Помню меня критиковали, поскольку я была против европейской модели квотирования женского представительства в органах власти. С другой стороны, сегодня это вызывает улыбку, но в те годы я была сторонницей работы молодых матерей государственных гражданских служащих на дому, равно как и исследовала проблемы планирования семьи и планирование карьеры женщины. Поэтому, будучи председателем Координационного совета «Форума женщин ЕврАзии», я с учетом своего опыта госслужащего стараюсь вовлекать в свои проекты инициативных женщин и поощряя их самостоятельность. 

Сейчас в обществе много обсуждается проблема кризиса семьи. Этот вопрос требует комплексного исследования. В студенческой аудитории обсуждаем современную проблему так называемого «одиночества семьи». В советское время нам говорили, что семья — это ячейка государства, а сегодня молодежь рассматривает семью как часть природы....

— Вам удалось многого достичь. Чем гордитесь больше всего?

— Повторюсь, но в первые годы законотворческой деятельности Комитета Государственной Думы по делам национальностей аппарату приходилось проводить много организационных вопросов, чтобы сегодня действовал пакет Федеральных законов, таких, как «О государственном языке РФ», «О национально — культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». В исполнительной ветви власти не было тогда профильного министерства, не было и такого уважаемого института — Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Весь удар тогда падал на Комитет и его небольшой аппарат. А горжусь своим профессиональным и честным отношениям независимо, какую должность занимала.

Сегодня испытываю большую радость за востребованность общественного проекта, когда победители конкурса «Этно-Эрато» открывают свое производство, салоны и бутики, когда благодаря им в академиях и институтах их родных городов создают новые кафедры и направления, участвуют в международных показах моды. Кроме того, я очень рада, что в конкурсе участвуют художники-модельеры не только из разных регионов России, но и из-за рубежа. Что касается личных достижений, то мне приятно, что меня знают как автора общественных этнокультурных проектов. 

И для меня было большой честью получить в 2020 году Общероссийскую общественную премию «Гордость нации», инициированную Ассамблеей народов России. Я стала лауреатом в номинации «За вклад в сохранение и развитие культуры народов России».

— Чем объясняется ваша любовь к национальному костюму?

— Если в вопросах экономики интересы человека любой нации, в сущности, одинаковы, то в сфере культуры, морали, образования, религии, этнических взаимоотношений уже нельзя подходить с такой усредненной стандартной меркой. Мир вновь обретает свою многополярность, преодолевая консервацию сложившихся структур и генерируя развитие этнокультурных общественных институтов. Возрождаются глубинные знания истории своего народа, своей страны. Одним из мощных ресурсов консолидации нации является идеология этнокультуры, частью которой является национальный костюм. Вы бы видели какое это красочное явление — Гала концерт победителей Конкурса «Этно-Эрато»! Ради этого стоит творить и, как бы трудно ни было, проводить фестивали, конкурсы, подиумы этнического костюма!

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru