«Раньше я могла съесть ведро картошки»
Певица — о том, как покоряла Москву в 90-е и приворотных драниках.
Певица и автор песен Алёна Свиридова рассказывает «СтоЛИЧНОСТИ», как она, родившись в Керчи и прожив много лет в Белоруссии, стала гражданкой России.
– Что ты помнишь о своём крымском детстве?
– Едва я появилась на свет, как папу отправили служить на Север, а спустя несколько лет в Минск. Естественно, мы колесили с ним по стране. В Крым меня привозили только на лето. Моя родная Керчь тогда была скорее промышленной, чем курортной. Работали много заводов (судостроительный, металлургический), рыбколхозы. Но город был ухоженным, с красивыми парками. Рядом с нашим домом был стадион с гипсовыми статуями атлетов. Время проводили там и, конечно, на пляже. На этом пляже находился бассейн под открытым небом: плавательные дорожки с тумбами, вышка, соревнования. Всё это было очень круто!
«Нашла свой «домик Ассоль»
– Знаю, ты и домик купила в Капканах близ Керчи.
– В Крыму живут, по сути, мои единственные родственники – двоюродные брат и сестра. Эти края – моё детство. Я давно мечтала жить в «домике Ассоль». Не в кондоминиуме, не в квартире, а в настоящем деревенском домике на берегу моря. И я его нашла. Купила, когда ребёнок был маленький. До центра города на велосипеде – полчаса, а до моря – 3 минуты. Просто идеальная локация. Если мне нужно, езжу в Москву. Но лето провожу тут уже многие годы.
– Тебе там не скучно? Какой обычно распорядок дня?
– У меня всё по плану. Просыпаюсь часов в 6 и иду в сад, где собираю урожай: огурцы, помидоры, баклажаны, перцы, кабачки. Обрезаю розы, поливаю газон. Сад для меня не работа, а удовольствие. Потом кормлю кошку и иду на причал, где у меня есть небольшая лодка. Беру её – и в море. Могу уйти довольно далеко от береговой линии, чем порой пугаю рыбаков. Думают, что я рыбнадзор.
Когда возвращаюсь, обливаюсь водой из ледяного родника, делаю зарядку, загораю. Всё это у меня происходит до 10 часов утра. Потом наступает жара, и я отправляюсь домой. Завтракаю, занимаюсь музыкой – у меня есть фортепиано и гитара. Могу на велосипеде отправиться в город в магазины. Ближе к 17.00 иду снова поплавать в море. Вечером смотрю кино, встречаюсь с друзьями.
Ещё в моей «программе» обычно есть виндсёрфинг. Но была небольшая травма руки, поэтому пока я им не занимаюсь. Надеюсь, к концу августа буду в полном порядке и вновь начну ездить к своим друзьям-сёрферам.
– Какую роль сыграл Минск в твоей жизни?
– Переезд с Крайнего Севера в Минск был большой радостью для моих родителей. Я там последний год отходила в детский сад, а потом пошла в школу. В Белоруссии прошла и школьная, и студенческая пора. И мама моя сейчас там – вернулась, прожив несколько лет в Москве.
– В Москве не захотела жить?
– Мама просто снова вышла замуж и переехала. Теперь она скучает по Москве, а я по Минску.
– Ты успела поработать в Минском драмтеатре, играла, я читал, Алкмену (жену Амфитриона). Но в результате выбрала карьеру музыканта, а не актрисы. Почему?
– Я проработала в театре меньше полугода, и меня однажды пригласили на концерт Богдана Титомира в Минске в качестве «разогрева». Много раз рассказывала эту историю, у меня из-за неё уже мозоль на языке. В общем, появилась возможность поехать в Москву и стать певицей. Актрисой я стала совершенно случайно. У меня даже не было такой мечты. А певицей хотела стать с раннего детства. Поэтому кинулась в ноги главному режиссёру, сказав, что это мой шанс и я не хочу его упускать. В итоге он меня отпустил.
– В столицу ты переехала в 1993 г., в разгар лихих лет. Что тогда было самым сложным?
– В Минске и том же Питере люди были более открытые, было легко заводить друзей. Идёшь по улице – «привет, привет», – и вот ты уже познакомился, подружился. В Москве не так. Город сначала долго изучал, проверял на прочность. «Откуда ты приехал? Из Белоруссии. Ну-ну». Это фраза звучала примерно: «А где это?» Мне было уже 29 лет, когда я переехала в Москву. Я рассказывала, что играла в Минском драмтеатре, что пишу песни. Мне не верили, воспринимали это так, будто я вру. И вообще даже у людей, которые со мной работали, был скепсис. Песни вроде бы классные, но непонятно, пойдут или не пойдут. Я записывала первую «Никто никогда» на студии Александра Кальянова, а Володя Пресняков параллельно писал там песню «Стюардесса по имени Жанна». И мы с ним столкнулись в коридоре. Он сказал мне: «Молодец! Классная песня! Клёво спела!» Было так приятно! Когда ты не уверен в том, что всё получится, простая моральная поддержка очень важна. В общем, это был тяжёлый период. Я жила у мамы жены моего директора Юрия Рипяха в однокомнатной квартире на Домодедовской. Мы там все спали на раскладушках. Плюс отсутствие денег и «голодомор» – продуктов ведь в магазинах не было. Питались макаронами и соевым соусом.
«Иди и учи белорусский»
– Ты получила российское гражданство только в 2003-м, спустя 10 лет после того, как перебралась из Минска в Москву. Почему так поздно?
– До какого-то момента мне это было не очень нужно. Я из серии людей, которые не делают лишних движений. Но потом подала документы. В итоге через год пришло письмо, уведомлявшее меня в том, что часть документов уже недействительна. Справки надо было собирать заново. Дальше я забеременела, мне нужно было прикрепляться к поликлинике, рожать, затем регистрировать ребёнка и т. д. Обратилась за помощью к тогдашнему министру культуры Михаилу Швыдкому, и он помог мне решить организационные вопросы.
– Ты знаешь белорусский язык?
– Знаю. Чтобы хорошо заговорить, нужно побыть немного в языковой среде. Лет 9 назад я перепела свою песню «Пока» на белорусском языке. Минские друзья попросили. На самом деле, если ты знаешь ещё один славянский язык кроме русского, то начинаешь понимать все остальные. Поэтому очень благодарна маме. Она могла меня в своё время освободить от изучения белорусского (дети военных были не обязаны ходить на уроки «местных языков»). Но сказала: «Иди и учи».
– А готовишь ли блюда национальной белорусской кухни?
– Конечно. Драники «приворотные» со сметаной, с мясом. Если мужчина хотя бы один раз попробует их, он никогда этого не забудет (смеётся). И будет возвращаться вновь и вновь. Белорусская кухня – это же бульба в разных видах. И если меня спрашивают, какое у меня самое любимое блюдо, отвечаю, что больше всего на свете люблю жареную картошку с грибами и солёным огурцом. Мой отец был грибником. Другое дело, что в молодости я могла съесть ведро картошки и на мне это никак не отражалось. Сейчас позволить себе такое уже не могу.
Досье
Алёна Свиридова родилась в 1962 г. Окончила музыкально-педагогическое отделение Минского педагогического института. На телевизионном фестивале «Песня-93» вышла в финал с песней «Просто кончилась зима». Видеоклип «Розовый фламинго» занял 1-е место в 1994 г. В фильме «Любовь зла» исполнила песню «Настоящая мужская любовь». Член Союза писателей РФ и заслуженная артистка РФ.
У певицы двое детей. Старший Василий (род. в 1983 г.) живёт в Канаде. Младшему Григорию в январе будет 18 лет.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29