«Не ангелочки в пачке»
Как девочка из Бразилии Мариана Гомес стала балериной большого
Балерина из Бразилии Мариана Гомес танцует в спектаклях Большого театра и говорит о своём жизненном примере: «Я не знала, что это невозможно, поэтому пошла и сделала».
«У нас всё платно»
- Мариана, ваша история воистину необычна - девочка из совершенно простой семьи из Бразилии танцует на главной сцене России - в Большом театре. Но как всё начиналось, почему вы вообще решили пойти в балет?
- Выросла я в городе Салвадоре в Бразилии. Семья у меня действительно совсем простая. Папа был менеджером по продаже моторов для тракторов. Он очень умный человек, даже жил в Париже 5 лет! Но высшего образования у него нет: начал учиться и бросил. Поколение моих родителей именно такое в Бразилии - они недоучки, очень мало у кого университеты за спиной. Всё совсем не так, как в России. Русские, конечно, пример для всего мира, в России так много образованных людей! Это прекрасно. А у нас люди не имеют возможности учиться и работают с раннего возраста, где могут устроиться. У мамы моей семья ещё проще, она работала продавцом одежды в маленьком магазине. Кстати, необразованность моих родителей очень мне в жизни помогла. (Смеётся.) Помогло то, что мама никогда не была за границей. Сейчас она говорит, что именно от незнания ситуации отдала меня в балет, а потом отпустила в Россию. Мама говорит: «Если бы я раньше понимала, как устроена жизнь за границей, ты бы осталась дома. Я не знала, как может быть всё сложно». Мама мне отдала все силы, очень помогала.
А началось всё с того, что она включила мне в 6 лет спектакль Большого театра в постановке Юрия Григоровича «Спящая красавица». После этого, несмотря на детский возраст, я день за днём настаивала, чтобы меня отдали в балет.
- Настаивали? У нас родители сами очень часто и охотно отдают девочек учиться танцам.
- У нас всё наоборот. Занятия танцами у нас - хобби для детей богатых. Мои родители хотели, чтобы я получила нормальное образование, которое даст мне кусок хлеба в будущем. В Бразилии на жизнь балетом не заработать. Папа убеждал меня пойти учиться на журналиста, у нас это очень уважаемая профессия. Но я шантажировала родителей.
Отец мечтал, что я получу нормальную профессию и стану журналистом. Фото: личный архив
- Шестилетняя девочка шантажировала мать с отцом? Чем же?
- У нас как? Чем лучше ребёнок учится, тем дешевле это обходится его родителям. Я была отличницей, но сказала родителям: если они отказываются платить за мои уроки хореографии, тогда я начну учиться хуже в обычной школе и им придётся всё равно платить за меня больше. Поэтому они пошли мне навстречу.
Конечно, хореография была нам не по карману. Несколько лет все семейные деньги уходили на мои занятия. В какой-то момент родители не могли больше платить за уроки, и маме пришлось пойти работать секретаршей в балетную школу, чтобы я могла учиться там бесплатно. Мама сидела на телефонах, и я была рядом с ней целыми днями. А потом увидела в новостях, что Большой театр открывает в Бразилии в городе Жоинвиле школу танца и проводит просмотры детей. Туда часто приезжали Владимир Васильев с Екатериной Максимовой. Я загорелась идеей: «Всё, хочу туда». В 14 лет села одна в самолёт и 5 часов летела в Южную Бразилию. Русские педагоги из 1400 бразильских детей взяли 13. Из этих 13 через пару месяцев остались только я и ещё трое. Там было реально очень-очень тяжело: утром ты учишься в обычной школе, а днём и до позднего вечера - балету.
В России хореографическое образование поставлено блестяще: ты в одном учебном учреждении постигаешь и балетную грамоту, и математику с литературой, а у нас всё отдельно. К тому же мне надо было учиться очень хорошо не только в балетной школе, но и в обычной, иначе русские педагоги выгоняли отстающих.
И это была бесплатная школа - Большой театр с помощью государства обучал нескольких детей. Но, к сожалению, лично мне надо было платить, так как я была не из Жоинвиля. Как мы с родителями выпутывались - это была целая история! В Бразилии можно было найти человека, который вместо налога на свой бизнес заплатит за чью-то учёбу, - это такое спонсорство. Мы такого бизнесмена с большим трудом нашли. А на следующий год я заняла первое место по успеваемости, все оценки были максимальные, и за это мне предоставили бесплатную учёбу.
«В Бразилии я училась балету в три раза больше других». Фото: личный архив
Плисецкая - символ женской силы
- Какие впечатления у вас остались от общения с артистами русского балета Максимовой и Васильевым, приезжавшими в Бразилию в школу Большого театра?
- Я была в восторге от них, мы знали их историю, часто смотрели по видео, как они танцевали. И Максимову я прекрасно помню - у меня была возможность с ней репетировать, когда мы готовили спектакль «Щелкунчик» в школе. Она сама танцевала там вальс как солистка. Воспоминания остались на всю жизнь. Наши репетиции - это мечта, которая сбылась.
- Как вы оказались в Москве?
- В 15 лет мне предложили двухнедельную поездку в Москву, где я могла заниматься в классе Большого. После этого Владимир Васильев предложил стажировку на год в театре. Без зарплаты, просто класс.
С первого дня в Большом сразу поняла: со своей балетной подготовкой я где-то позади, будет очень тяжело, у меня другая школа. Но это меня не останавливало, я старалась изо всех сил. Были периоды, когда я ходила заниматься по понедельникам, в выходной день в театре.
- Мариана, а кто для вас кумир в балете?
- Майя Плисецкая. Она достигла мирового признания в такое время, когда звёзды были другого масштаба. Почему? Слава достигалась трудом, а не как сейчас... в Инстаграме. И я была знакома с Плисецкой! Однажды в Консерватории им. Чайковского выступал бразильский пианист Нельсон Фрейре, один из самых известных музыкантов современности. Я вместе с нашим послом и всеми бразильскими дипломатами зашла в его гримёрку поздравить с успехом. Там же была Майя Плисецкая. У меня чуть сердце не остановилось, я не могла пропустить возможность взять у неё автограф. Я подошла к ней и сказала: «Я артистка балета Большого театра из Бразилии». Она очень обрадовалась, сказала: «Прекрасно! Я хорошо знаю бразильскую школу Большого театра в Жоинвиле!» Подарила мне свою фотографию с автографом: «Мариане Гомес». У меня это фото до сих пор стоит в рамочке дома на видном месте. Майя Михайловна осталась в моём сердце навсегда! Она - символ женской силы.
Фото: личный архив
- Балерина должна быть сильной женщиной, по-вашему?
- Однозначно. Только так! Мы, женщины, и так сильнее, чем мужчины. А уж балерины и подавно. Это только вид у нас всегда трогательный - такие ангелочки слабенькие в пачке, а на самом деле характер в балете очень важен.
Раз уж вы спросили про кумиров, я бесконечно уважаю моего педагога из Большого Светлану Дзантемировну Адырхаеву. Она очень меня поддержала, когда я только переехала в Москву из Бразилии и ни слова не знала по-русски. Она потом рассказывала, что сама не говорила по-русски, когда приехала из Осетии в Питер в Вагановскую школу. А вот в работе у нас проблем не было - все названия в балете французские, универсальные.
- Когда приезжаете в Бразилию, вы там звезда?
- По факту я первая бразильянка, которая танцует в Большом театре. И благодаря этому со мной познакомились... три президента Бразилии.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29