Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона11 сентября 2012 20:48Автор: Ольга Шаблинская

«Дружба между народами была искренней!»

Фото: личный архив
Аркадий Инин

Сценарист

Аркадий Инин говорит, что очень скучает по советским временам: ведь тогда, утверждает знаменитый сценарист, все люди были братьями…

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Акадий Яковлевич, сейчас много споров о том, чего было больше в СССР - хорошего или плохого. Сущест­вовала ли в советское время та пресловутая дружба между народами?

А.И.: - Я на 100% убеждён, что дружба между народами была! Сейчас многие пытаются доказать, что братство - не более чем пропаганда. Чушь собачья! Я прожил 50 лет при совет-ской власти, поэтому меня не надуешь. Мои первые фильмы снимали в Таджикистане, Узбекистане, Молдавии, потом на Украине. Я объездил всю страну. Это было счастье - приехать в Тбилиси, Душанбе, Минск… Прекрасные, замечательные воспоминания!

А Баку! Этот город был абсолютный конгломерат: бакин­ские армяне, бакинские евреи, не говоря уже о бакинских русских, - истинные братья, множество лет жившие рядом друг с другом.

Говорят, это была политика: народы «заставляли» дружить, внедряли им в мозги идею о мирном сосуществовании, иначе все бы перегрызлись.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - - Согласитесь, в этих словах есть доля истины…

А.И.: - Да, была строгая политика партии. Внедрить в мозги можно всё что угодно. Но я за внедрение дружбы. А с перестройки началось то же внедрение в мозги, но уже ненависти друг к другу. Я 30 лет прожил на Украине. Когда сказали, что Украина отделяется от России, решил, что это сумасшествие. Я говорил: «Да перестаньте, это бред, я в Харькове родился, прожил полжизни. Никогда никому там в голову не приходило, что русские украинцев гнобят, что это разные нации, что надо Украине отделяться!» И оказалось, что эти принудительные разрывы, эта идеология действует куда круче соединительной. То, что стало твориться, в страшном сне не придумаешь. Я повторяю: Баку был колыбелью народов, где люди десятилетиями жили рядом. А что там вытворяли потом с армянами… И что в отместку армяне делали с азербайджанцами… Брат шёл на брата, сосед - на соседа…

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Для чего подогревали национализм в некоторых бывших советских республиках?

А.И.: - Хотели власти и денег. У народа колбаса была общая, штаны общие, поезда общие, заводы общие, самолёты. А вот элита республик была на втором плане. А они хотели сами быть президентами, сидеть в ООН, ездить по всему миру с официальными визитами, иметь жён - первых леди. И конечно, концентрировать вокруг себя «бабки». В общем, в поведении политической элиты (таджикской, украинской, эстонской - не имеет значения, какой!) я не вижу ничего, кроме нежелания быть вторыми.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Аркадий Яковлевич, я задам вам сложный вопрос. Москва в последние годы сильно изменилась: куда ни глянь - везде лица гастарбайтеров. Как вам живётся в сегодняшней столице?

А.И.: - Мне в Москве живётся хорошо. Я её не променяю ни на какой другой город мира. Потому что я урбанист по своему складу. А жена моя сидит на даче и совершенно счастлива. Смотрит в окно на зелёную траву и говорит: «Какой тут воздух!» А я: «Ну и что? 15 минут ты подышала воздухом, ну 20, ну 30, а дальше что?» Можно с ума на даче сойти. Я бегу оттуда в город. Помнишь, у Гриши Горина есть замечательный рассказ - как городского жителя тащили к выхлопной трубе, только тогда он отдышался? Вот это про меня. Я люблю шум. В тишине не могу уснуть. Если трамвай не грохочет под окном, чувствую себя неважно. Но мне бы ещё подошёл даже не сам Нью-Йорк, а Манхэттен, где вообще невозможно разговаривать друг с другом, потому что орут машины. Вот тогда я чувст­вую себя человеком.

А что касается гастарбайтеров… Да, Москва сильно изменилась за последние годы. Теперь здесь много лиц «иной» национальности. Конечно, для нас это явление непривычное. Ну и, что греха таить, раздражающее. Мы врастаем в общую мировую систему, сегодня в этом вопросе везде одно и то же. Когда я был в Париже 14 июля - в День взятия Бастилии - 20 лет назад, на Елисейские Поля выходили французы, отмечающие свой национальный праздник. Но сейчас 14 июля французов на Елисейских Полях не увидишь. Идёт праздник, сверкает иллюминация, играет музыка, но в толпе в основном арабские и африканские лица. Да, ничего страшного в этом нет, они там никого не режут и не убивают. Но видеть такое непривычно. И всё же никуда от этого не деться. Нам в том числе. Либо надо опять превращаться в закрытую страну.

Здесь вообще встаёт глобальный вопрос: либо мы возвращаемся к советской системе, где нет колбасы, но есть прекрасные фильмы, где нет дамских сапог, но есть замечательная литература, либо встраиваемся в мировую систему с рыночной экономикой, но и с рыночной же культурой, то есть ставящей во главу угла не духовность, а деньги. И ещё надо понимать, что если мы живём в городе без гастарбайтеров, то делать всё придётся самим.
Но готовы ли мы к этому?

Я, кстати, советский человек - как был им, так им и остался. Считаю, что не было ничего лучше советской власти периода застоя. Да, многое тогда было ужасным злом. Но и то, что сейчас, - ужасное зло. И я из двух зол выбираю меньшее. В те времена можно было спокойно гулять по улицам, пенсионеры не рылись на помойках, не было миллионов детей-беспризорников, никто не знал, что такое наркомания. При этом, конечно, были свои проблемы - железный занавес, «давиловка» коммунистической партии, отсутствие свободы слова и так далее. Сегодня мы видим обратное. У нас никакого дефицита еды, товаров и услуг. У нас прекрасно освещены улицы. И свобода слова, блин! Но при этом миллионы детей безнадзорных и несчастных, чего даже после войны не было... Несчастные нищие пенсионеры. Бандитизм невероятный. Коррупция, которая и не снилась в таких масштабах при советской власти. Да, тоже воровали какие-то подпольные цеховики. Но при этом они жрали икру под подушкой, а деньги закапывали в саду. А самое отвратительное в сегодняшней жизни – это, во-первых, абсолютно беспардонное расслоение общества, во-вторых, бесстыдное выпячивание богатыми своего богатства и презрительное отношение к бедным.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Аркадий Яковлевич, а что скажете по поводу поведения гастарбайтеров в России? Вот режиссёр Светлана Дружинина образно выражается на этот счёт: «Если вы пришли в гости, то должны снять обувь, а не топать по ковру в сапогах».

А.И.: - Света Дружинина – моя давняя подруга и крёстная мать моего младшего сына – абсолютно права. Я тоже считаю, что если вы в гостях, то должны уважать обычаи хозяев. Но приезжие всё меньше и меньше чувствуют себя гостями. В их семьях по десять детей, их становится всё больше и больше. Плюс у них потрясающая сплочённость, как всегда было на Востоке, в Азии... Один тащит за собой второго, тот тащит третьего. Наверное, наступит момент, когда их будет большинство. И тогда они скажут, кто у кого в гостях...

Всё, что я говорю, попахивает отсутствием толерантности. Но это некий трезвый взгляд на жизнь. Надо просто иметь в виду, что эта проблема существует. Мне кажется неверным закрывать на это глаза. Но и методы, которые пользуют националисты – и наши, и во всём мире, мне глубоко противны и чужды. Хотя, признаться, иногда я задумываюсь над их словами: «Ну-ну, толерантный ты наш, ну-ну! Когда придёт к тебе человек с раскосыми очами и даст тебе по башке дубиной в твоём доме, что ты будешь тогда говорить про толерантность?»

Существует и в обществе в целом, и во мне, в частности, некая растерянность по этому поводу...

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Скинхедов, других ярых национал-патриотов кто-то называет их фашистами. А кто-то – людьми, которые отчаялись достучаться до власти законными методами… Ваша точка зрения?

А.И.: - Меня скинхеды пугают ничуть не меньше, чем они пугают, скажем, таджиков или узбеков. Когда эти ребята идут по улице, я, как и наши гастарбайтеры, стараюсь вжаться в стенку, потому что, хоть они начинают с мотивов про чужаков, но, когда у них в руках биты и цепи, то им уже всё равно кого молотить...

Опять же возвращаемся в советское время. Нужно направить молодёжь в мирное русло. Да, в советское время не было свободы слова, но было хорошо на душе, мы искренне пели советские песни, искренне ходили на демонстрации. Вот сейчас говорят – ходили из-под палки. Что они несут?! Да, десяток активистов с портретами вождей шли из-под палки, а все остальные шли пообщаться, выпить, закусить, попраздновать. Это была радость, искренняя...

Я согласен, что вера у людей была наивная. Но она, безусловно, лучше неверия. Может быть, я ошибаюсь. Но, повторяю, я был и остаюсь советским человеком - не побоюсь этого слова - «совком».

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru