Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона24 апреля 2012 19:19Автор: Саид Бицоев

Защитник своего народа

Фото: russianlook.com
Ахмат Кадыров

Первый Президент Чеченской Республики

У каждого народа свои герои. И некоторые остаются такими даже после смерти. «СтоЛИЧНОСТЬ» уже рассказывала о первом президенте Азербайджана Гейдаре Алиеве (№ 9, декабрь 2011 г.). Персона этого номера - Ахмат Кадыров. На его жизнь покушались десятки раз, последний - 9 мая 2004 г.

Это было в самом начале второй чеченской кампании. У меня раздался телефонный звонок. Поздоровавшись, человек вежливым, но твёрдым голосом поинтересовался, можем ли мы сегодня встретиться.

- Да, конечно, - говорю по привычке. - Правда, не узнал ваш голос!

- Это Ахмат! Ахмат Кадыров!

Предложение только что назначенного главы Чечни стало для меня неожиданностью. К тому же с собой нет диктофона. Да ещё нужно заехать в редакцию, взять фотокорреспондента - Анатолия Морковкина. То есть, понадобится какое-то время.

- Ничего страшного. Приезжай, как получится. Я буду в «Президент-отеле», - сказал Ахмат-Хаджи.

Незадолго до этого вышла заметка, где сторонники Масхадова позволили себе критику в адрес муфтия Кадырова, обвиняя его чуть ли не во всех грехах. Истинная причина афронта была в другом - он первым открыто выступил против ичкерийских властей, обвинив их в том, что они способствуют «сползанию» республики в хаос и беззаконие. Его эмоциональный спич, который демонстрировался по местному телевидению, многим казался тогда «гласом вопиющего в пустыне», однако у людей, живущих в постоянном страхе, вызвал настоящую бурю эмоций. На Кавказе умеют ценить мужество. Собственно, обо всём этом мы и написали - обычная информация о собрании в муфтияте, который он возглавлял, и по­следующей реакции властей. Но я всё же чувствовал некоторую неловкость за ту публикацию.

Ахмат-Хаджи встретил нас с подкупающей улыбкой, без привычной папахи смотрелся он как-то по-домашнему. После привет­ствий и общепринятых вопросов заговорили, что называется, по-взрослому. Я предупредил на всякий случай, что некоторые вопросы, возможно, покажутся ему некорректными. Но он может их проигнорировать.

- Для меня нет неудобных вопросов! Задавайте любой! Главное, чтобы у нас были добрые намерения, - ответил Ахмат-Хаджи строкой из Корана.

Не буду пересказывать весь разговор, который вылился в интервью под названием «Чеченцев словами уже не купишь». Речь шла о том, что народ всю свою историю страдает от наивности и чрезмерной доверчивости, попадая под влияние недобросовестных вождей или откровенных провокаторов, преследующих свои личные корыст­ные интересы. Заканчивается всё революцией, депортацией, гражданской войной и массовым кровопролитием.

С тех пор мне не раз приходилось звонить главе республики в Гудермес или в Грозный по самым разным вопросам. В том числе и во время военных событий, которые были в самом разгаре. Он никогда не уходил от беседы, какой бы острой она ни казалась. Ведь ему часто случалось конфликтовать с военными и охлаждать пыл некоторых бравых генералов. Он открыто выражал своё негативное отношение к развязанной в те времена античеченской пропаганде.

За свою жизнь я встречался со многими известными и уважаемыми людьми, в том числе и правителями Чечни последних 20 лет. Но никто из них не произвёл на меня такого впечатления, как Кадыров. Вообще никто! Это не преувеличение и не бравада. Ахмат-Хаджи действительно был человеком редкого обаяния и харизмы.

Когда уходят люди, которых ты лично знал, с кем общался, пусть даже по работе, особенно трудно. Тем более, когда понимаешь, что он пожертвовал жизнью ради спасения твоей семьи, твоих близких. Думаю, именно черты настоящего пассионария, как модно сейчас говорить, выдвинули Ахмат-Хаджи на роль лидера республики, раздираемой межклановыми и бандитскими разборками. Он не мог не представлять, что на этом пути может банально погибнуть. Похоже, отлично всё понимал, каждый день готовясь к худшему.

- Я шахид своего народа, - так однажды сказал он в ответ на предупреждения близкого окружения об опасности. - Что суждено, того не избежать!

Когда осенью 1999 г. в Москве проходил съезд мусульманских деятелей России, пригласили и муфтия Ичкерии. Все вокруг были уверены, что Кадыров не приедет. Но он неожиданно появился в зале и напрямую обратился к Владимиру Путину:

- Если вам хоть немного жаль мой народ, помогите его спасти! Чеченцы безвинно гибнут!

Как ни странно, но Ахмат-Хаджи нашёл понимание и поддержку, хотя в тот момент отношения с федеральной властью, казалось, окончательно были разрушены. Поездку в Москву ему на родине не простили. Тем более что перед этим он назвал вождей ваххабитов и представителей ичкерийского режима врагами чеченского народа. Каждого поимённо! По пути домой его машину обстреляли из гранатомёта. Ахмат-Хаджи чудом остался жив, но получил тяжёлые ранения. Всего на его жизнь покушались более десяти раз.

Незадолго до трагедии Кадыров получил несколько болезненных ударов по самолюбию. Чеченская милиция задержала в Аргуне крупного «полевого командира». Следом на бронетехнике приехали представители силовых структур и забрали того в Ханкалу. Через несколько дней бандит снова объявился в горах, позволяя при этом язвительные шутки в адрес главы республики: «Он не знал, кто за мной стоит!»

Подобная история случилась и с другим отморозком, задержанным в Грозном. Вызволять его приехала целая бронеколонна из военного городка. Так повторялось несколько раз. Весной 2004 г. как-то с грустью сказал друзьям:

- Идёт какая-то игра, в которой я, наверное, оказался лишним. Не всем нравится, что мы восстанавливаем мирную жизнь!

Во время последней в своей жизни поездки в Москву по­просил забрать из гостиничного номера свои вещи. И произнёс: «Я сюда больше не вернусь».

Через несколько дней под трибуной стадиона «Динамо» взорвался мощный фугас...

Интересные факты:
Ахмат-Хаджи Кадыров родился в Караганде Казахской ССР, куда его семья была выслана в 1944 г. Принадлежал к тейпу Беной. В апреле 1957 г. семья возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центорой. В 1982 г. Ахмат-Хаджи уехал в Ташкент, где поступил в Исламский институт. После окончания вуза возвратился в Гудермес и стал заместителем имама соборной мечети. С 1995 г. являлся муфтием Ичкерии, с 2000 г. -1-й глава временной администрации Чечни. С 5 октября 2003 г. до 9 мая 2004 г. - президент Чеченской Республики.


нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru