«У верующего человека жизнь более яркая и интересная...»
Президент Федерации еврейских общин Росси
Численность еврейской общины Москвы в последние годы оценивают по-разному. Согласно данным переписи населения, проведенной в 2010, в Москве живет 53000 евреев. Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в феврале 2012 называл другую цифру — почти в десять раз больше — около полумиллиона человек. Какая бы из них не была верной, в любом случае, среди миллионов москвичек есть и несколько десятков тысяч евреек. Как и другие народы, живущие в Москве, у евреев в последние два десятилетия шел процесс возрождения религиозности. О том, как живется сейчас религиозной еврейской женщине в Москве «СтоЛИЧНОСТИ» рассказала редактор портала «Агентство еврейских новостей» Рахель Левина.
— Сейчас довольно часто можно услышать жалобы на то, что в больших городах верующим сложно жить? Насколько эти жалобы соответствуют реальности для Вас?
— Нельзя сказать, чтобы мне было очень сложно жить — не более сложно, чем остальным женщинам в мегаполисе. Конечно, у проживания в большом городе есть и минусы, но есть и преимущества — в Москве большая еврейская община, насыщенная общинная жизнь. У еврейской женщины как и у любой женщины вообще всегда на первом месте семья и близкие, хочется сделать так, чтобы им всем было хорошо и комфортно. В этом плане религиозная еврейская женщина не отличается от остальных.
— Необходимость соблюдения заповедей иудаизма как-то ограничивают Вашу жизнь?
— Когда говорят об ограничениях, то обычно имеют в виду нечто, что является минусом для человека, который их соблюдает. Для меня соблюдение заповедей Торы — это осознанный выбор правильного жизненного пути. Для меня иудаизм — это система, которая дает возможность совершенствовать себя и окружающий мир. Вообще у человека верующего жизнь гораздо более яркая и полная, чем у людей, живущих исключительно в материальном мире.
— Совершенствование мира и себя самого — это, конечно, хорошо. Но как напряженный ритм жизни в Москве совмещается с воспитанием детей?
— Все достаточно просто. Существует целый ряд учебных заведений на выбор — детские сады, несколько школ с еврейским этнокультурным компонентом, высшие учебные заведения. При этом они рассчитаны на разные уровни погружения семьи в иудаизм — от полного соблюдения до желания приобщиться к традиции.
— Законы о кошерности (пригодности) пищи в иудаизме достаточно жестки. Насколько можно их соблюдать, не сажая семью на однообразную диету?
— Сейчас в Москве это уже достаточно легко. Только в районе Марьиной Рощи работает сразу три магазина, предлагающие широкий ассортимент кошерных продуктов. Кошерные продукты, включая мясо, можно увидеть в ряде московских сетевых магазинов (в одном из них прилавок с кошерным мясом мирно соседствует с мясным рядом для мусульман). В городе есть около десятка ресторанов и кафе, где также подают исключительно кошерное (включая и кошерную «Шоколадницу»). Сложности есть в небольших городах, где существуют маленькие еврейские общины. Там желающим соблюдать кашрут приходится запасаться впрок. В Москве этот этап давно пройден.
— Сейчас модной темой для обсуждения стала опасность появления в Москве национальных анклавов. Не боитесь ли Вы, что Ваши дети окажутся в подобном анклаве и будут чуждаться контактов с представителями других народов?
— Я не боюсь этого. При наличии всех тех общинных структур, о которых было сказано выше, мы живем в нееврейском окружении. Даже в Марьиной Роще, где существует Московский еврейский общинный центр, ежедневно посещаемый сотнями (а то и тысячами) людей, 99% прохожих на улице — неевреи. Кроме того, мы достаточно интегрированы в современную московскую жизнь. Дети, конечно же, знают, что они — евреи, гордятся этим, но у них нет никакого страха перед неевреями. Когда мы гуляем, они спокойно общаются и играют с другими детьми, невзирая на их национальность.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29