«Человек должен жить на своей земле»
Актёр и певец
Негромкий юбилей: 35 лет назад, в 1977 г., в СССР была снята комедия Георгия Данелия «Мимино», в которой Вахтанг Кикабидзе сыграл пилота вертолёта «Ми-2» местных грузинских авиалиний по имени Валико. В жизни популярный в России актёр и певец повторил судьбу своего героя.
По сюжету картины он становится лётчиком авиалайнера и путешествует по миру за границами Советского Союза, а потом решает вернуться на малую родину - в Грузию. Так же поступил и сам Кикабидзе - снялся в 20 советских и российских фильмах, стал кинорежиссёром и лауреатом различных кинофестивалей, получил премию КГБ СССР за роль в фильме «ТАСС уполномочен заявить…» и персональную звезду на площади Звёзд в Москве, но в итоге взял и ушёл из большого российского кино. И не просто ушёл, а хлопнул дверью: после конфликта в Южной Осетии в августе 2008-го отменил свои юбилейные концерты в Москве, сделал много крайне резких заявлений о России и отказался от ордена Дружбы, которым его наградили к 70-летию. А заодно и перестал выступать на российской эстраде, с которой он познакомился ещё в 60-х в качестве ударника и вокалиста в ансамбле «Орэра». Свои хиты «Чито грито», «Мои года - моё богатство», «Проводы любви» и другие он теперь исполняет в концертных залах на территории Грузии и республик бывшего СССР.
Сегодня знаменитый Буба (прозвище Кикабидзе среди родных и близких) и «главный Мимино Советского Союза» живёт в собственном трёхэтажном особняке в элитном районе Тбилиси, дружит с Михаилом Саакашвили и по-прежнему упрекает Москву в «оккупации грузинских территорий». Но за три с половиной года тон его антироссийской риторики заметно смягчился, а сам актёр стал понемногу сотрудничать с российскими режиссёрами.
Первой ласточкой стал фильм «Мой несносный дед», где Кикабидзе снялся в паре с Сергеем Шакуровым. Принял он предложение и от Тимура Бекмамбетова, пригласившего его в свои «Ёлки», но помешала простуда. Значит ли это, что Кикабидзе возвращается? Может, назвав когда-то Россию врагом и «этой страной, с которой надо покончить», он немного погорячился? Корреспондент «СтоЛИЧНОСТИ» спросил об этом у самого артиста.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Вахтанг Константинович, когда-то вы пообещали: «В Россию ни ногой!» Неужели навсегда?
В.К.: - Почему навсегда? Разговор был не об этом. Я люблю Россию, потому что там живёт близкий мне народ. Но не люблю, когда большой человек давит на маленького. Понимаете?
Я знаю, что стал в России персоной нон грата, так сказать, невъездным. В этом меня убеждают общение с Валерием Меладзе, который звонит мне из Москвы, а также высказывания в мой адрес российских политиков и певцов, тех, кто раньше называл себя моими друзьями, - Говорухина, Лещенко, Винокура и других. Поэтому и гастроли у меня сейчас уже другие: например, Лондон, Варшава, Рига, Кишинёв, Киев, Ереван. А недавно прилетел из Алма-Аты. Но везде, обратите внимание, я пою песни на русском языке. И у себя в Тбилиси тоже. Но снова петь на эстраде в самой России... Для меня сейчас это очень трудный выбор. Мне кажется, артист должен быть не только лицедеем, но и патриотом. Герои «Мимино» говорят: «Человек должен жить на своей земле». Вот я и живу.
Ну и потом, как я сейчас приеду? Грузин в России считают врагами. Значит, и меня тоже...
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Почему врагами? Наоборот, грузины спокойно живут и делают бизнес в той же Москве, а заработанные деньги пересылают к себе на родину. А насчёт российско-грузинского конфликта народ удивляется: как же так? Всю жизнь обнимались, вместе вино пили, шашлыки ели, а тут…
В.К.: - Народ народом, но политика государства сейчас другая... Хотя, несмотря на всё, грузины россиян врагами не считают.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - А может, вам не дают приезжать грузинские власти? Саакашвили запретил?
В.К.: - Никто мне не говорил - мол, Кикабидзе нельзя выпускать в Россию. Я так решил сам - из-за своих личных убеждений.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Не жалеете, что отказались от гастролей и ордена? Может, всё-таки погорячились?
В.К.: - (Пауза. Вздыхает.) Не скрою, мне было приятно, когда я узнал о награждении. Но если бы я тогда всё-таки получил эту награду, то перестал бы себя уважать. Если мужик сказал, он должен за свои слова ответить. Я и отвечаю - перед собой и перед людьми.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Вы как-то сказали: «Грузия сейчас уже другая страна. Всё изменилось...» В том числе и национальный характер? На ваш взгляд, грузины не стали более нетерпимыми? Общество потребления их не испортило?
В.К.: - Конечно, сейчас все хотят заработать большие деньги. Везде. Но в Грузии это выглядит иначе. У нас, так сказать, сосед соседу сосед. В Грузии сосед - как ближайший родственник. Я, например, на моей улице всех знаю. Когда есть соседство, жить легче… Поэтому до отчуждения западного общества потребления нам пока далеко.
Помню, однажды в США я жил в гостях у американской семьи. И мне всё время казалось, что кроме мужа, жены и двоих детей там есть кто-то ещё. Потом до меня дошло, что пятый - это деньги. Там, на Западе, они как живое существо. Прежде чем человек полезет в свой кошелёк за наличностью, он сломает себе голову над вопросом, почему он должен это сделать. Зачем ему платить? Это там вопрос вопросов, как «Быть или не быть?» в «Гамлете». А между грузинами деньги ещё не встали, не разделили людей. Мы, как и раньше, все друг другу соседи.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Какие свои роли вы считаете лучшими?
В.К.: - Давайте так: не роли, а фильмы, в которых я сыграл. Лучший из всех - «Не горюй!». Сегодня такое уже никто не снимет. Ещё «Мелодии Верийского квартала». Ну и «Мимино», конечно. «Мимино» - хит, массовая картина. Когда мы работали над ней, мне всё время казалось, что съёмочная группа валяет дурака. Я не мог понять, о чём кино. А Данелия не вдавался в подробности… Я вообще не считаю, что это комедия. Это серьёзная, философская вещь. Этот фильм так тронул всех, потому что главный герой - обычный человек, как будто бы знакомый или сосед для каждого зрителя.
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Каких режиссёров любите кроме Данелия?
В.К.: - Таких, как он, очень немного. Особенно сейчас, в эпоху сериалов. Когда снимался в «Мимино», мне нравились фильмы Тарковского, Отара Иоселиани. Помню, раз двадцать смотрел фильм «Бег» Алова и Наумова. И ещё столько же могу посмотреть. Но уже не с тем чувством, как когда-то. Раньше я поражался - какие жили люди, какие у них были лица, как они любили родину, как могли пожертвовать ради неё жизнью. Я и сейчас помню тот знаменитый взгляд генерала Хлудова в исполнении Дворжецкого, который всё время смотрит в сторону России...
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - О какой роли мечтаете сейчас?
В.К.: - Была такая роль - Хаджи-Мурата. Но, когда хотел сыграть его, меня остановили. Я тогда в точности подходил под возраст этого героя.
Однажды пришёл к Данелия - коротко стриженный и с бородой. Он рассмеялся: «Что, хочешь играть Хаджи-Мурата?» Я кивнул: «Хочу!» - «Нет, лучше сыграй Шамиля. А Хаджи-Мурата - пока не знаю...» А теперь уже всё - поезд ушёл. Возраст…
«СтоЛИЧНОСТЬ»: - В России вас до сих пор считают за своего. Как думаете, у России и Грузии всё наладится?
В.К.: - Когда-нибудь - конечно. Был такой немецкий фильм - «И дождь смывает все следы». Мне очень нравится это название. Время, как дождь, - уносит всё плохое. Я так думаю.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29